Практика передачи долговых обязательств третьим лицам при невозможности получить с должника причитающееся, широко распространена в РФ. Часто «третьими лицами» становятся коллекторские агентства, которые по закону должны мягко, не переходя границы УК РФ, напоминать заемщику о необходимости расплатиться по счетам. Но не все действуют в рамках закона, нередко звонят коллекторы и по чужому кредиту, взятому родственником или совершенно чужим человеком. Что делать в этом случае, в статье – далее.
Почему звонят коллекторы.
Взыскание просроченных кредитов, займов при помощи услуг коллекторских агентств – стандартная процедура.
Если коллекторы действуют в рамках закона, не переходят грани дозволенного и кредит официально на том человеке, с которым ведется беседа, претензий быть не может.
Но если долговые обязательства есть у родственника или совсем незнакомого человека, без разбирательства, часто судебного, не обойтись
Причины прозвона:
- Человек купил SIM-карту, ранее принадлежавшую должнику. Очень распространенная ситуация, т.к. через несколько месяцев, после того, как клиент телефонной компании отказывается от «симки» номер продают новому клиенту.
- Должник при оформлении займа вписал вымышленный номер или намеренно указал номер знакомого человека. Подобный трюк с «левыми» цифрами часто используют те, кто изначально не собирается отдавать долги.
- Номер был указан в качестве контактного при кредите\займе, который оформлял кто-то из родственников, друзей.
Часто коллекторы звонят по всем телефонным номерам, принадлежащим людям, которые даже косвенно могут быть связаны с должником. В роли «крайних» выступают соседи, сослуживцы, приятели, дальние родственники и т.п.
Важно! Такие действия коллекторов не законны, но на практике они используют все возможные методы и бороться с ними необходимо.
Нужно сразу поставить в известность, что никакого отношения к кредиту человек не имеет, за исключением случаев, если он является поручителем, созаемщиком.
Законодательная основа.
Работа коллекторного агентства основывается на ФЗ № 230-ФЗ от 03.07.16 г.
Коллекторам запрещено (ч.2, ст.3):
- Угрожать, применять физическую силу.
- Портить вещи должника, общедомовое имущество.
- Действовать психологически на заемщика или третьих лиц.
- Вводить в заблуждение.
Если был причинен материальный, моральный вред должнику, коллекторы должны будут возместить ущерб.
По ст. 7 строго регламентированы временные рамки прозвона:
- Не чаще 1 р\сут, 2 р\нед. или 8 р\мес.
- В будни с 9 до 22 ч. или в выходные с 9 до 20 ч.
Категорически запрещено звонить беременным женщинам, имеющим ребенка до 1,5 лет, инвалидам I группы или лицам, находящимся на лечении в больнице. Все номера, с которых звонят коллекторы не должны быть скрыты.
Если коллекторы донимают родственников.
Могут ли коллекторы звонить родственникам должника? Нет, даже если должником выступает муж\жена, родители или совершеннолетний ребенок.
Разговаривать с коллектором никто не заставляет, можно сразу положить трубку и занести номер в ЧС. Но этот метод малоэффективен, т.к. в работе у агентства есть масса номеров, с которых они осуществляют прозвоны.
Что делать, если коллекторы звонят родственникам:
- Написать заявление в банк с требованием исключить номер из базы данных как контактный по кредиту (за исключением случаев, когда человек выступает в качестве созаемщика, поручителя).
- Написать жалобу в «Роскомнадзор».
- Обратиться в «Центробанк».
- Написать заявление в прокуратуру.
Если речь идет о должнике – близком родственнике, друге, то можно убедить его расплатиться по долгам.
Когда звонят на работу.
В каких случаях коллектора звонят на работу? Здесь сам должник может указать номер своего рабочего телефона, либо банк потребовал в качестве связи написать место работы и телефон, чтобы иметь дополнительные данные о заемщике.
В случае не возврата долгов банк имеет право предать эти сведения третьим лицам.
Но если звонят коллегам должника, которые не имеют отношения ни к самому заемщику не к его долговым обязательствам, то звонки от агентства незаконны.
Если номер телефона работы не был указан нигде, а тем более, если человек является просто сотрудником организации и не имеет отношения к должнику – то данные коллекторами получены незаконным путем.
Что делать при звонках по чужому кредиту.
Если человек твердо уверен, что никакого отношения к долгам не имеет, то нужно сразу поставить об этом в известность коллектора.
При этом можно выяснить, не была ли куплена новая «симка» с номером должника, не совпадают ли ФИО должника и свое, не посчитали ли в агентстве ошибочно, что незнакомый человек является родственником, другом.
«Симку» можно поменять на «чистую» и звонки прекратятся. Нередко схожие ФИО становятся предметом недоразумений и коллекторы это могут принять как вполне разумное объяснение и больше не звонить.
Но если звонки становятся все настойчивее, а, тем более, агентство переходит границы ФЗ № 230-ФЗ, нужно:
- Включить диктофон (в телефоне или иные варианты).
- Попросить представиться коллектора (ФИО, название агентства) и назвать причину звонка (какой долг).
- Сообщить, что никакого отношения к займу или должнику человек не имеет.
- Снять на фото, видео незаконные действия коллектора, зафиксировать порчу имущества (надписи в подъездах).
- Заручиться поддержкой свидетелей.
Нередко коллекторы грубо нарушают ФЗ № 230, тогда потерпевший может обратиться в:
- Полицию, если есть факты устных или письменных угроз.
- Следственный комитет, когда установлен факт вымогательства денежных средств.
- Генпрокуратуру РФ, когда угрозы вписываются в рамки УК РФ, коллекторы грозят покалечить родственников, детей.
- «Красное и белое» жалоба
- Анонимная жалоба в налоговую: как написать и куда обратиться.
- Билайн: жалоба.
Заключение.
Когда на все объяснения коллекторы не реагируют и продолжают названивать, можно обратиться к руководителю агентства лично, предъявить документы, доказывающие, что к должнику человек не имеет никакого отношения.
Написать заявление в ФССП при нарушении норм закона о коллекторской работе или сразу обратиться в полицию, прокуратуру. Требование возврата чужого долга – это вымогательство, что преследуется по закону.