Прокуратура в России – орган общего надзора, имеет рычаги давления на физические и юрлица, действует сугубо на основании законов, Конституции. При нарушениях можно обратиться в прокуратуру РФ с жалобой, либо на сайте Госуслуг, офсайте, либо напрямую, через секретариат. Составить жалобу лучше по образцу, т.к. ошибки в документе могут привести к отказу в рассмотрении дела или неправильной трактовке ситуации, часто не в пользу обратившегося.
Повод для обращения в Прокуратуру
Если физлицо, руководитель организации столкнулся с нарушением закона, он может обратиться в прокуратуру с жалобой на неправомочные действия (бездействие) другого лица.
Деятельность сотрудников прокуратуры основывается на ст. 10 ФЗ № 2202-1, они обязаны реагировать на любую жалобу вне зависимости от того, каким образом она была подана.
Главное условие – в документе должно явно прослеживаться нарушение свобод, прав гражданина, вне зависимости от того, кто виновник.
Чаще всего приходится работать со следующими видами жалоб:
- Неправильные действия (бездействие) сотрудников госструктур (ФССП, ФНС, муниципальных служащих, ФСБ и пр.).
- Несоблюдение ТК РФ со стороны работодателей и на ИП.
- Нарушения в сфере коммунального обслуживания (хищения УК, неправильные начисления ЖКХ, противозаконные действия ресурсоснабжающих компаний).
- Претензии к застройщикам, неисполнение требований, хищения, срыв сроков строительства.
- Противоправные действия со стороны обслуживающих организаций (нарушение ЗоЗПП), производителей.
Вне зависимости от формы собственности организации, обслуживающие население и взимающие плату за услуги должны подчиняться ЗоЗПП, а также выполнять все работы качественно.
При нарушении договорных обязательств, если решить проблему не удалось при личном разговоре с руководителем, потребитель имеет право обратиться в контролирующие органы (Роспотребнадзор) или в прокуратуру.
Важно! Прокуратура РФ не надзорный орган, его сотрудники не обязаны следить за тем, как граждане исполняют законы, следуют Конституции. Для этого есть специальные госструктуры.
А вот бездействие органов – это уже в ведении прокуратуры, граждане, если их права нарушены, могут обратиться с соответствующей жалобой.
Особенности составления документа.
Как написать жалобу в прокуратуру и какой образец документа взять за основу?
Заявление, жалоба (претензия) пишутся по схожим данным, но если в прокуратуру будет отнесено именно заявление, то оно и будет рассмотрено не как жалоба. Даже если составитель подразумевал иное.
Поэтому в бумаге должно быть отражено и название документа (жалоба) и суть, которую хотел донести заявитель.
В чем отличие разных бумаг:
- Заявление, поданное в прокуратуру, рассматривается как просьба в содействии чего либо (дело будущего). Пишется как от лица заявителя, так и стороннего человека, который нуждается в помощи.
- Составление жалобы подразумевает защиту интересов гражданина, если его права нарушены.
- При этом подразумевается прошедшее время, когда событие уже свершилось и человек заметил несправедливость по отношении к нему.
- Претензии, сродни жалобе, но имеет под собой несколько иную структуру. При этом генпрокуратура РФ не рассматривает претензии в принципе, документ должен быть отправлен на имя того, кто обошелся с заявителем неправомочно (сотрудник ЖКХ, ФССП и пр.).
- Но если на претензию виновные не откликнулись, тогда на их бездействие составляется жалоба и относится в прокуратуру.
Тонкости составления жалобы: образец жалобы в Прокуратуру.
Документ составляется произвольно, но учитываются требования п. 2.8 Инструкции, Приказа Генпрокуратуры № 45 от 30.01. 13 г.
Обязательно указывают:
- ФИО должностного лица, наименование организации, куда подается жалоба (прокуратура).
- ФИО обратившегося с жалобой, адрес, телефон.
- Суть вопроса, коротко, без эмоций, отражаются только факты с именами, фамилиями и названиями организаций, на которые жалуются.
- Дата, подпись.
Не стоит переходить на личности, отклоняться от темы, затрагивать людей, не относящихся к делу.
В прокуратуре не будут рассматривать жалобу только на основании догадок или косвенных улик, составитель документа должен сухо, пошагово изложить проблему с именами, датой, нарушенными законами.
Коллективная и анонимная жалобы.
Жалоба в прокуратуру может быть коллективной, когда требуется решить проблему с УК, нарушением ТК, невыплатой зарплаты бригаде и т.п.
В составлении жалобы индивидуальной и коллективной разница небольшая, последняя пишется согласно пп. 6, п. 1.9 Инструкции.
В ней указываются все моменты нарушений, относящихся к каждому подписавшемуся отдельно.
Анонимные жалобы прокуратурой просматриваются, возможно, что при изложении факта вопиющего нарушения будет проведена проверка, деятельность организации приостановлена, а виновные понесут наказание.
Но официального ответа анонимный заявитель не получит (абз. 3 п. 2.8 Инструкции).
Жалоба в прокуратуру онлайн можно подать на официальном сайте. Электронная жалоба в прокуратуру пишется по аналогии с бумажным документом.
Сроки рассмотрения
В течение 3 дней документ регистрируется, передается на рассмотрение сотруднику, который будет проводить проверку, выезжать на место, общаться с теми, кто указан в жалобе как виновное лицо.
Общий срок рассмотрения – до 30 дней, 2 недели, если по фактам, изложенным в жалобе, не потребуется дополнительной проверки.
По истечению сроков прокуратура должна дать исчерпывающий ответ – какие меры приняты, результат.
Заключение
Жалоба в прокуратуру – вынужденная мера, если физлицо или организация нарушили права отдельного человека, либо коллектива. Составляется в прошедшем времени, когда событие уже произошло, разговор напрямую не принес результатов и человек ищет «управу» на бездействие чиновников.
В документе отражается суть произошедшего, документально подтверждаются меры, которые были приняты к решению вопроса, либо они должны указывать на факт совершения должностного преступления.
Голословные обвинения нелогичны, прокуратура будет проводить проверку и за клевету жалобщика могут также привлечь по статье.