Сотрудники налоговой службы не всегда добросовестно выполняют свои обязанности. Если представители государственной организации допустили нарушения, то гражданин имеет право защитить свои права. Для этого оформляется жалоба в налоговую инспекцию. Какие особенности имеет порядок подачи претензии?
Обязанности налоговой инспекции.
Обязанности налоговой службы установлены в ст. 32 НК РФ.
Гражданин может обратиться в государственную структуру по следующим вопросам:
- получение информации по налогообложению;
- контроль соблюдения законодательства в налоговой сфере;
- получение или предоставление декларации о доходах, начисленных сборах в казну и пр.;
- запрос информации об оплате налогов и др.
В нормативно-правовом акте перечислены основные функции ФНС.
Сотрудники налоговой службы исполняют и другие обязанности, предусмотренные федеральными законами.
Основания для жалобы на налоговую службу.
Жалоба на действия налоговой может быть написана юридическим или физическим лицом, чьи права были нарушены.
Претензия пишется на основании следующего:
- ошибка при начислении налога гражданину;
- безосновательные пени и штрафы;
- действия или бездействия сотрудника госструктуры.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или суд.
Претензия оформляется не только на незаконные действия чиновника, но и на бездействие, которое нарушает права физического или юридического лица.
В соответствии со ст. 139 НК РФ заявление подается в вышестоящую инстанцию через территориальное отделение ФНС, где было допущено нарушение.
Порядок написания жалобы в налоговую.
Претензия оформляется в течение 12 месяцев после того, как гражданин узнал о том, что его права были нарушены.
Этот срок продляется только при наличии уважительной причины, по которой жалоба не была подана своевременно, например, больничного или длительной командировки.
Основание пропуска установленного законом периода необходимо доказать документально (лист нетрудоспособности, командировочное удостоверение и др.).
Жалоба в налоговую инспекцию направляется следующими способами:
- при личном посещении ФНС;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- на сайте налоговой службы через личный кабинет налогоплательщика.
Претензия составляется в соответствии с требованиями норм Гражданско-процессуального кодекса.
Если пишется жалоба в налоговую инспекцию, образец должен содержать следующие сведения:
- наименование территориального отделения ФНС, сотрудники которого допустили нарушение;
- сведения о физическом лице или реквизиты юрлица;
- основания жалобы, краткое описание проблемы;
- требования заявителя;
- дата и подпись.
В документе также указывается удобный способ получения ответа. Это может быть электронное сообщение на e-mail или заказное письмо. Если претензия подается третьим лицом, то на его имя должна быть оформлена доверенность.
Жалоба пишется в письменной форме в двух экземплярах. Один из них передается в инспекцию, другой остается на руках у заявителя.
На документе проставляется номер и дата входящей корреспонденции.
Скачать бланк жалобы на налоговую.
Жалоба в электронном виде.
Претензия в электронном виде оформляется на сайте ФНС. Для того чтобы направить жалобу необходимо авторизоваться в Личном кабинете налогоплательщика.
Заявления, где не указываются личные сведения о гражданине, могут не рассматриваться.
К претензии можно прикрепить документы, подтверждающие нарушение прав и интересов гражданина. Их размер не должен превышать 5 Мб.
В тексте заявления необходимо кратко указать суть. Не допускается использование ненормативной лексики, угроз и эмоциональной окраски.
Жалоба регистрируется в налоговой инспекции, где было выявлено нарушение, и передается в вышестоящую инстанцию.
Срок рассмотрения претензии не должен превышать 30 дней.
По результатам изучения заявления выносится решение о наличии или отсутствии нарушений и наказания ответственного лица.
Заявителю ответ дается в письменном виде в течение 3 дней.
Необходимо учитывать, что не рассматриваются претензии, где не указаны или искажены личные данные о гражданине, который ее направил.
Ответ направляется по почтовому адресу или e-mail, указанному в сообщении.
Жалоба в суд на налоговую инспекцию.
Жалоба в суд на налоговую оформляется только в случае, если претензия вышестоящему органу была проигнорирована или получен отрицательный ответ. Заявление направляется по месту нахождения ФНС.
В документе указывается:
- сведения о сотруднике, действие или бездействие которого нарушила права и интересы истца;
- данные о заявителе;
- обстоятельства дела;
- нормативные акты, которые были нарушены;
- требования признать недействительным решение должностного лица.
К заявлению прикладываются документальные подтверждения того, что были приняты меры досудебного урегулирования.
Если жалоба касается оспаривания решений по проверке налоговой службы, то госпошлина составит 2000 руб.
Заявление должно быть рассмотрено должностным лицом в течение 5 дней после поступления.
Далее все стороны информируются о дате и месте судебного заседания, где будет решаться спор.
Заявление может быть оставлено без рассмотрения или возвращено истцу, если при его составлении допущены нарушения порядка оформления, установленного законодательством.
Заключение.
Одной из наиболее частых причин обращения с жалобой в налоговую инспекцию считаются ошибки при начислении суммы налогообложения.
После выявления нарушения гражданин может в течение 12 месяцев написать претензию на сотрудников организации.
Заявление направляется в отделение ФНС, где было допущено нарушение. После принятия документа госслужащие обязаны передать его в вышестоящую инстанцию.
Жалобу можно оформить в письменном виде на сайте налоговой инспекции.
Если руководство организации отклонило претензию или проигнорировала ее, то гражданин имеет право обратиться в суд. Должностное лицо рассмотрит все обстоятельства дела и примет по нему мотивированное решение.