Каждый человек, обращаясь в медучреждение, предоставляющее услуги в рамках ОМС, рассчитывает получить адекватную и своевременную медицинскую помощь. Однако на практике пациенты государственных поликлиник нередко сталкиваются с отказами в приеме. Происходит это по разным причинам. Отказ может быть аргументирован тем, что в межсезонье больший, чем обычно наплыв пациентов и врачей на всех попросту не хватает и, заканчивая тем, что талонов нет, а в порядке «живой» очереди прием не ведется. Рассмотрим подробнее, может ли врач отказать в приеме человеку, обратившемуся за медицинской помощью.
Законодательная база — получение медицинской помощи.
Согласно Конституции, Россия это социальное государство, в котором жизнь и здоровье граждан представляют собой основные ценности, охраняемые нормами права.
Согласно ст. 41 КРФ, каждый гражданин вправе получить медпомощь в государственных и муниципальных больницах.
Причем оказывается она на безвозмездной основе, поскольку финансируется за счет средств соответствующих бюджетов и страховых взносов.
В 2011 году был принят закон №323-ФЗ « Об основах…».
Согласно п. 7 ст. 4 указанного нормативно-правового акта, принцип охраны здоровья заключается в том, что отказ в оказании медпомощи недопустим.
При этом в ст.11 прописано, что:
- отказ в оказании медпомощи, которая предоставляется в соответствии с программой госгарантий, не допускается, равно как и взимание за нее какой-либо платы;
- экстренная помощь нуждающемуся в ней гражданину должна оказывать безотлагательно и безвозмездно;
- за нарушение, перечисленных выше требований, может наступить установленная законом ответственность.
Из этого следует, что посредством программы госгарантий реализуются положения Конституции РФ, касающиеся охраны здоровья населения и предоставления бесплатной медпомощи.
Иными словами, любой отказ в предоставлении медицинских услуг пациенту, организацией, участвующей в системе ОМС, является незаконным.
Поскольку противоречит конституционным правам российских граждан на охрану здоровья и оказания им бесплатной медпомощи.
Таким образом, если врач отказывает в приеме без записи илипо любым другим причинам, его можно будет привлечь к ответственности. Это касается не только государственных, но и частных клиник.
Важно: врач коммерческой медицинской клиники также не вправе отказаться от клиента, если у организации есть возможность предоставить необходимую услугу.
В данном случае действует публичный договор на основании п.п.1,3 ст. 426 ГК РФ.
Если клиника уклоняется от заключения публичного договора с потребителем, клиент вправе принудить заключить через суд.
К тому же у потребителя будет возможность возместить причиненные ему убытки.
При обращении в частную клинику, где не нельзя использовать полис ОМС, лечение осуществляется по договору возмездного оказания услуг, что предусмотрено п.2 ст. 779 ГК РФ.
Соответственно врачебная помощь будет не бесплатной.
Что делать при отказе в приеме.
Если врач отказал в приеме ребенка или взрослого, возникает вопрос, как поступить в такой ситуации.
У человека, чьи права на получение медицинской помощи были нарушены, есть следующие варианты, чтобы наказать виновное лицо:
- направить жалобу в административном порядке;
- обратиться в суд.
Вряд ли у пациента получиться зафиксировать факт отказа, получив от врача объяснение с указанием причины, по которой прием не состоялся.
Поэтому лучше всего приступить к организации проведения экспертизы. Ее целью является установление вреда, который стал результатом отказа в предоставлении медпомощи.
Написать жалобу на врача.
В том случае, если наличие вреда здоровью не подтвердиться, пациент все равно может направить жалобу главврачу медицинской организации.
По решению администрации учреждения, пациенту должно быть назначено необходимое ему лечение, а виновные лица должны быть наказаны.
Если же будет установлено, что вред был причинен, пациент может не ограничиться жалобой главврачу. В том и в другом случае он вправе обратиться в страховую компанию, телефон которой обозначен на полисе ОМС.
Страховая фирма, в свою очередь, сможет направить претензию к медицинской организации, которая отказала в обслуживании пациенту. В претензии будет указано требование о возмещении вреда.
Кроме жалобы главврачу и в страховую фирму, пациент вправе обратиться в Минздрав, прокуратуру и в Роспотребнадзор.
Кроме того, если в результате бездействия медработников возник вред здоровью, например, утрата трудоспособности, пострадавший может направить иск в суд.
При этом истец должен помнить, что любые аргументы в иске должны опираться на доказательства. К слову, доказательством наступления вреда будет служить заключение эксперта.
Вместе с компенсацией вреда истец сможет требовать деньги за моральные издержки, траты на юристов.
В связи с чем, обычно администрация медучреждения стремиться решить разногласия с пациентом в досудебном порядке.
Причины, по которым врач вправе не принимать пациента.
Лишь в исключительных случаях и при соблюдении определенных условий врач имеет право отказать в приеме.
Так, из ч. 3 ст. 70 закона №323-ФЗ, следует, что лечащий врач может отказать пациенту, в том числе и при проведении аборта, предварительно согласовав это с руководителем медучреждения.
Но это можно сделать только в том случае, если отказ доктора не поставит под угрозу жизнь пациента и здоровье окружающих.
Также медучреждение будет обязано заменить лечащего врача.
В любом случае, отказ доктора в приеме не должен противоречить правам, гарантированным Конституцией РФ.
- ООО жалобы: скачать образец
- Жалобы на Фикс прайс
- «Красное и белое» жалоба
- Почта России: как написать жалобу
- Жалоба на перепланировку соседей
- Лента жалоба: горячая линия
Заключение.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет пациенту множество инструментов для защиты его прав на охрану здоровья и получения медпомощи.
В том случае, если ему отказано в оказании медицинских услуг, следует, прежде всего, обратиться к главврачу медучреждения, возможно, решить вопрос удастся без привлечения надзорных органов и суда.
Следует помнить, что при соблюдении перечисленных выше условий доктор вправе отказать в приеме, но при этом пациент не должен остаться без медицинской помощи.