Основная деятельность сотрудников ФССП – принудительное взыскание долгов. Речь идет о любых видах задолженностей, но основанием для начала работы пристава будет решение суда или иных органов, согласно нормам и праву РФ. С работой сотрудников ФССП придется столкнуться любому гражданину, у которого есть долги по кредитам, алиментам, услугам ЖКХ и пр., в том числе и по имеющейся расписке от частного лица. Но нередко человеку приходится обращаться в ФССП с жалобой на некорректную работу или полную бездеятельность пристава. Как это сделать и к кому обращаться, – подробно в статье далее.
Причины обращения: какие случаи нуждаются в рассмотрении.
Взыскать долг, если неплательщик делает все, чтобы его не отдать, невозможно и очень сложно даже через службу ФССП.
Судебный пристав может действовать только в рамках внутренней инструкции и опираясь на статьи Конституции.
То есть работать жесткими «уличными» мерами он не может, так же как без разрешения владельца дома или постановления прокуратуры проникнуть в дом к должнику.
Если такой факт произошел и налицо есть нарушения деятельности сотрудника ФССП, то пострадавший (должник) может обратиться с жалобой с целью урегулирования конфликта.
Аналогично на судебного пристава может пожаловаться и заинтересованное лицо, у которого есть на руках лист исполнительного производства.
По статистике больше всего жалоб регистрируется по случаям (ст. 121 ФЗ № 229):
- Запрет выезда за границу. Здесь часто бывает, что долг оплачен, но в базе данных ФССП это отмечается с опозданием. В результате должник фактически им не является и может подать жалобу, в т.ч. через суд взыскать с нерасторопного сотрудника стоимость потерянных билетов, турпутевки, моральный ущерб или неприятностей, связанных с трудовой деятельностью.
- Изъятие (опись) вещей, которые не принадлежат должнику и последующая их продажа на торгах. Если он проживает в квартире у знакомых, родственников, снимает ее, и фактически ни одна вещь в доме к нему не относится.
- Ошибка в ФИО. Нередко судебные пристава приходят в дом к однофамильцам, не потрудившись узнать, действительно ли они являются должниками по данному исполнительному листу. Здесь налицо некорректная работа сотрудника, его ошибка часто стоит однофамильцам нервов, и они вправе подать жалобу или судебный иск.
- Бездействия сотрудника ФССП. Когда работа по исполнительному листу не ведется и он не спешит искать должника и требовать с него сумму долга. Часто это касается алиментов, разыскивать бесконечно скрывающихся алиментщиков по разным адресам никто не желает, пристав ходит только по месту прописки.
- Отказ в принятии мер по розыску должника или его имущества.
- Нарушение сроков взыскания.
- Неадекватное\грубое поведение судебного пристава в момент посещения должника и процедуры описи имущества.
В списке причины жалобы в ФССП на судебного пристава может стоять и неправильный расчет суммы оценки имущества, продаваемого с торгов.
Порядок обжалования: как и в каком направлении двигаться
Обращаться в ФССП и написать жалобу можно в строгом соответствии с подчиненностью, последняя инстанция – суд.
Заинтересованное лицо в праве самостоятельно выбрать куда обращаться, но легче начать с вышестоящего должностного лица, есть больше шансов решить проблемы в сжатые сроки.
Претензия, поданная в порядке подчиненности.
Относится она начальнику районного ОСП, который курирует работу «простых» приставов.
Но если отказ пришел от него, то следующая инстанция –главный пристав РФ или его зам (ст. 123 ФЗ № 229).
Сроки обжалования – 10 дней или с момента, когда потерпевшее лицо об этом узнало (ст. 122 ФЗ № 229).
Жалоба пишется письменно в соответствии ст. 124, в ней указывается причина, ФИО, должность ответчика (пристав), прикладываются документы, подтверждающие правоту истца и какие требования.
Отнести жалобу можно лично, через электронную приемную ФССП. Ответственное лицо (ст. 126) рассматривает жалобу в течение 10 дней и выносит решение: удовлетворена или отказ.
Если решение в пользу истца, ему, в течение 3 дней присылают копию постановления (ст. 127).
Оспаривание в суде.
Подается административный иск в течение 10 дней с момента отказа, неправомочных действий или со дня, когда потерпевший об этом узнал (п.3 ст. 219 КАС).
Прилагаются копии документов, подтверждающие неправомочность действия судебного пристава или несогласие с постановлением начальника ФССП. Готовится иск об отмене решения пристава (ст. 125 и ст. 220 КАС).
Документы и иск подаются в районный суд, на территории которого находится ФССП. Истец и ответчик прибывают на судебное заседание в назначенное время.
Срок принятия решения по суду 10 дней с момента визирования иска (ст. 226 КАС), а копию решения суда направляют истцу по почте в 3-дневный срок (п. 6 227 НК).
При положительном решении копия постановления суда об отмене решения пристава отправляется в ФССП.
Но сотрудник может быть также не согласен с «приговором» и имеет право обжаловать его (гл. 34 КАС).
Коллекторы: как пожаловаться на них.
По закону № 230-ФЗ от 2016 года, урегулировать конфликт между должником и коллектором стало проще.
На неправомочную деятельность работников агентств наложили «вето», но многие должники пишут в ФССП жалобу на коллекторов, полагая, что сам факт напоминания о долгах нарушает их права и трактуется как вторжение в частную жизнь.
Жалобу составляют, если имеет место нарушение:
- закона и ст. 4, где указано 3 возможных способа общения между коллектором и заемщиком. При этом такой способ должен быть прописан в договоре кредитования;
- п.п. 1-3 ч.1 закона, в т.ч. непозволительное давление, привлечение 3-их лиц, угрозы, психо-физическое воздействие, порча имущества.
По закону № 230-ФЗ не предусмотрено фиксированного образца жалобы.
Поэтому руководствуются общими правилами составления претензии в органы гос. власти и в суд.
- ООО жалобы: скачать образец
- Жалобы на Фикс прайс
- «Красное и белое» жалоба
- Почта России: как написать жалобу
- Жалоба на перепланировку соседей
- Лента жалоба: горячая линия
Заключение.
Подать жалобу на судебного пристава может и должник и тот, кому этот долг причитается.
Ситуации при работе по исполнительным листам бывают разные и не всегда сотрудники ФССП действуют в рамках закона, либо не могут решить вопрос, как раз из-за несовершенства законодательства и минимально разрешенных возможностей.
В любом случае решение по жалобе будет найдено, достаточно грамотно ее составить и обратиться «по адресу».