Услуги страховых компаний необходимы, особенно владельцам автомобилей (ОСАГО), элитной недвижимости или антиквариата. Но нередко приходится подавать жалобу на страховую компанию, когда наступает страховой случай, а организация не спешит выплачивать оговоренные в договоре суммы. Каким образом можно воздействовать на страховщиков-нарушителей, куда обращаться и какие документы необходимы – подробно об этом далее, в статье.
Основание: когда претензия застрахованного лица обоснована.
На практике подать жалобу на страховую организацию не сложно.
Чаще требуется в случае, если:
- страховая компания отказала в выплате по надуманному основанию;
- деньги не выдаются, сроки выдачи искусственно затягиваются;
- уменьшена сумма;
- отказали в заключении договора, причина не соответствует закону (сломался компьютер, нет бланков и т.п.);
- навязываются дополнительные услуги;
- требуют документы, которые не входят в перечень для заключения сделки;
- завышены тарифы.
Перечень причин может быть расширен. В любом случае он состоит из явных нарушений со стороны страховой компании, недобросовестного выполнения сотрудником обязанностей.
При ситуации, когда вербально решить проблему не удается, приходится обращаться в контролирующие органы.
Куда жаловаться на страховую компанию: список поднадзорных организаций.
В России не существует единой структуры, которая контролирует деятельность страховщиков и разбирает жалобы по ситуациям.
Застрахованное лицо, попав в затруднительную ситуацию, может написать заявление в:
- ЦБ РФ. Жалоба в «Центробанк» на страховую компанию – подразделение Департамента страхового рынка выполняет свои функции с 2013 года вместо упраздненной ФСФР. Следит за финансовой деятельностью страховых компаний, обращаются туда, если застрахованному лицу отказали в выплате или незаконно уменьшили ее.
- ФАС. Борется с монополизацией, жалуются в нее, если страховая компания «контролирует рынок страховых услуг в регионе», нарушает «Закон о конкуренции».
- РСА. Жалоба на страховую компанию сюда подается, если неправильно применяется КБМ, есть нарекания по ОСАГО, «Зеленой карте». Это не госструктура, некоммерческое объединение (союз автостраховщиков), которое занимается страхованием автомобилей. По КАСКО и т.п. жалоба рассматриваться не будет.
- «Роспотребнадзор». Застрахованное лицо является клиентом, а страхкомпания – должна поставлять услуги, отвечающие требованиям ЗОПП. Исключение составляют страховые услуги, оказываемые в рамках предпринимательской деятельности.
- Прокуратуру. Рассматривает все виды нарушений законодательства РФ.
- Суд. Сюда обращаются в спорных случаях, которые не смогли решить в мирном порядке.
Как правильно написать жалобу.
Эксперты советуют пострадавшему страховщику действовать в следующем порядке:
- Обратиться к руководству страхкомпании, чтобы исключить банальную небрежность сотрудников в выполнении своих обязанностей.
- Если в течение 10-14 дней ответа нет или проблема не исчерпана, то пишут жалобу в поднадзорные органы.
- При финансовой проблеме (выплаты страхкомпания занижает или не платит), то есть смысл сразу писать иск в суд плюс жалобу в надзорные органы. Их расследование даст дополнительные сведения для суда и поможет решить вопрос в пользу истца.
Желательно собрать как можно больше данных: заключение независимых экспертов о порче имущества, копии писем в компанию и пр.
Оформление: образец жалобы на страховую компанию.
Единого образца документа нет, он составляется в произвольной форме.
Важно ознакомиться с договором, который подписан страховщиком, чтобы претензия была составлена максимально корректно.
Порядок составления:
- В «шапке» указывают данные организации, ее реквизиты и ФИО руководителя.
- Контактные данные застрахованного лица.
- Подробно описать ситуацию в корректной форме (больше сути, меньше эмоций). Указать нормы законов, которые были нарушены, пункты договора.
- Список аргументов, которые должны помочь решить вопрос в пользу жалующегося.
- Меры, которые застрахованное лицо просит принять у того, к кому обращается.
В «Приложении» систематизируют все документы, их копии, которые подтверждают слова написавшего жалобу (чеки, скрины, справки, копии переписки и пр.). Внизу ставят дату и подпись.
Важно! Если жалоба отправляется «Почтой России», то необходимо сохранить уведомление о вручении. При личной передаче документа делается 2 экземпляра и на втором (он остается у заявителя) ставится дата, штамп и подпись принимающего (секретарь, директор).
Это необходимо, чтобы подтвердить в суде факт существования подобного документа в случае «случайной потери».
Жалобу можно отправить онлайн, если у страховой компании есть свой офсайт.
На нем в форму обратной связи помещают (прикрепляют) текст претензии, заполняют специальные подразделы с ФИО, адресом, телефоном. Также документ можно направить по электронной почте.
Нередко на офсайтах страховых компании указан «Горячий телефон». По нему можно связаться с сотрудником организации, оператором и передать суть претензии.
Такая форма связи ничем не отличается от бумажной, но нужно обязательно сохранять запись разговора, скрины и т.п.
Законодательные акты.
При изложении в жалобе обстоятельств нарушения прав застрахованного лица нужно ссылаться на ГК РФ и статьи, которые регулируют отношения страхкомпании и потребителя ее услуг:
- Договор имущественного страхования (ст. 929).
- ОСАГО, ответственность за причинение вреда (ст. 931).
- Страхование жизни\здоровья (ст. 934).
- Застрахованы риски предпринимательской деятельности (ст. 933).
Обязательно указывают суть разногласий и почему причиненный ущерб застрахованному лицу остается невозмещенным.
- ООО жалобы: скачать образец
- Жалобы на Фикс прайс
- «Красное и белое» жалоба
- Почта России: как написать жалобу
- Жалоба на перепланировку соседей
- Лента жалоба: горячая линия
Заключение.
Общая практика подачи жалобы на страховую компании показывает, что в 95% случаев потерпевший от деятельности организации добивается справедливости.
Но для этого нужно составить претензию правильно, обратиться в нужную организацию и присовокупить все аргументы, которые помогут решить проблему в пользу застрахованного лица.