Медицинские услуги должны предоставляться населению в соответствии с законом и положениями, определяющими этические нормы медспециалистов. Жалоба на врача «скорой помощи» будет оправдана, если человек не дождался приезда бригады, либо получил немотивированный отказ в посещении. Уголовная ответственность предусмотрена, если действия (или бездействие) врача повлекли за собой смерть пациента.
Каким законам подчиняется «скорая».
Работу «скорой помощи» (СП) регламентируют следующие законы:
- Функциональные обязанности — № 323-ФЗ, Приказ Минздрава РФ № 33н, 388н.
- Перечень лекарств, который должен быть при себе – приложение к Приказу № 388н.
- Бесплатная помощь фельдшеров – ст. 11 № 323-ФЗ.
- Право человека на получение медпомощи: ст.41 Конституции РФ, ст. 19 № 323-ФЗ, ПП № 1492.
- Оставление опасности или неоказание помощи – ст. 124, 124 УК РФ.
- Медицинская страховка – ст. 16 № 326-ФЗ.
- Правомочность обращения в «скорую» — ст. 11 Приказа Минздрава № 388н.
Жалоба на отделение «скорой помощи» может быть написана, если при оказании услуг населению был нарушен один или несколько положений, перечисленных выше.
Выезд бригады скорой помощи: когда не могут отказать.
В обязательном порядке «скорая» должна приехать на вызов, если:
- Острое, внезапно наступившее состояние (до вызова пациент не обращался к врачу).
- Получена травма.
- Критическое состояние (анафилактический шок, остановка дыхания\сердца, инсульт).
- Резкое ухудшение самочувствия при беременности.
- Несчастный случай с тяжелыми травмами.
- Вызов для ребенка до года.
- Буйное поведение у психически нестабильных людей.
Когда отказ на выезд правомочен.
Бывают ситуации, когда состояние человека не жизнеугрожающее и он может вызвать участкового или самостоятельно дойти до поликлиники.
Диспетчер, принимающий вызов на СП, в праве отказать, если:
- Пациент наблюдается у врача, у него ухудшилось самочувствие (первое, что должен сделать человек – вызвать участкового терапевта).
- Похмельный синдром (вывод из состояния алкогольной абстиненции в ведении врачей-наркологов).
- Болят зубы (обращаться в зубной кабинет).
- Требование сделать перевязку, уколы, ингаляцию и т.п.
- Выписать рецепт, больничный лист.
- Зафиксировать смерть.
Выбор диспетчера на СП всегда в пользу детей, критического состояния, тогда, когда помощь действительно должна быть незамедлительной и счет идет на минуты.
Это должны понимать пациенты, у которых «что-то тянет в боку», заболела голова, плохо после приема спиртного, ломка и пр.
Важно! Нельзя путать СП и плановые назначения терапевта, услуги медсестры. Все текущие назначения пациент получает либо при самостоятельном посещении больницы, либо вызывает медсестру на дом (нередко на плановой основе).
По правилам скорая (экстренная) помощь должна приехать к пациенту не позднее 20 минут с момента вызова, если есть опасность летального исхода.
Неотложная помощь – когда пациенту нужно присутствие врача, но жизни его ничего не угрожает, время приезда по регламенту – до 2 часов.
Важно! «Скорая помощь» не может отказать в выезде, если у пациента нет страхового полиса!
Список оснований для жалобы на скорую.
Жалоба на «скорую помощь» в Москве будет обоснованной, если:
- Поступил неправомерный отказ выехать.
- «Скорая» долго едет (учитывать экстренную и неотложную помощь, пробки, другой срочный вызов).
- Несвоевременно оказана помощь даже при быстром приезде.
- Грубое поведение, халатность, некомпетентность, пренебрежение.
- Нет лекарственных препаратов необходимых для помощи.
- Требуют деньги.
- Транспортировка больного до машины осуществляется родственниками, соседями.
Важно! При наличии жалобы обязательно будет разбирательство.
Врача не накажут, если докажут, что поздний приезд – это форс-мажорные обстоятельства, масса заявок на 1 бригаду, нехватка специалистов, пробки, нет бензина и пр.
Куда подают жалобу на скорую помощь.
Врачи «скорой» подчиняются вышестоящим организациям, сотрудники которых имеют право спрашивать с них по всей строгости закона, накладывать штрафы, выговора.
Если нужно составить жалобу на «скорую помощь», куда писать:
- Главврачу станции оказания скорой помощи.
- В Минздрав (районное отделение).
- В надзорную службу здравоохранения.
- Полицию (зафиксировать факт правонарушения).
- Прокуратуру (с просьбой провести проверку и наказать виновных).
- Суд (исковое заявление).
В какую инстанцию писать – выбор за заявителем. Все зависит от тяжести проступка врача и последствий, которые последовали за халатным отношением к работе.
Особенности жалобы.
Первоначально можно обратиться к непосредственному начальнику врача, совершившего ошибку.
По жалобе пациента проводят внутреннее расследование, если факт будет доказан – врач получит выговор.
При тяжелом проступке, повлекшем смерть пациента, лучше обратиться в вышестоящие инстанции, часто «внутренние дела» пытаются замять.
В Минздрав относят заявление в приемную по гражданским делам. Можно принести лично, послать заказным письмом по почте, через сайт или по емейл-адресу.
По факту проверок присылается ответ, виновные наказываются.
В прокуратуру обращаются, если обращения в нижестоящие инстанции (Минздрав, Росздравнадзор, главврач) не дали результата.
Прокуратура проводит проверку по всем представленным фактам и выносит решение.
Важно! Помимо написания самой жалобы с подробным описанием сути нарушения и указания требований пострадавшего пациента, нужно правильно оформить приложение.
Это пакет документов-доказательств, в т.ч.: факт вызова «скорой», выписка из реестра, карта вызова, фото-видео нахождения врача около пациента, факт зафиксированной грубости, некомпетентности, показания свидетелей и прочее.
При обращении в прокуратуру предоставляются все копии ответов из инстанций.
Анонимные жалобы по телефону или в письменном виде не рассматриваются!
Срок рассмотрения жалобы – до 30 суток с момента регистрации жалобы в соответствующей инстанции.
- ООО жалобы: скачать образец
- Жалобы на Фикс прайс
- «Красное и белое» жалоба
- Почта России: как написать жалобу
- Жалоба на перепланировку соседей
- Лента жалоба: горячая линия
Заключение.
Способы подачи жалобы описаны для обычной ситуации. В условиях самоизоляции и эпидемии при коронавирусе врачи «скорой» обязаны доставлять больного в инфекционное отделение при уже выявленном диагнозе.
Если пациент звонит и предполагает заражение, у него есть симптомы – специалисты берут анализы (мазок) и оставят на двухнедельном карантине.