РЖД предоставляет услуги по перевозке пассажиров и грузов. Компания работает над качеством сервиса, но не всегда это удается. В РЖД написать жалобу можно на различных основаниях. Причиной составления документа может быть как хамство сотрудников, так и порча личного имущества. Жалоба может быть подана в различные ведомства.
Основания для жалоб на железную дорогу.
Деятельность РЖД регулируется законодательными актами. Правила перевозки пассажиров утверждены Постановлением Правительства № 111 от 02.03.2005.
Порядок рассмотрения жалоб, касающихся перевозки грузов, регулируется Приказом Минтранса № 84 от 31.03.2016.
На РЖД подать жалобу можно по следующим основаниям:
- груз или багаж поврежден;
- задержка отправления рейса;
- нарушение санитарных норм;
- несоблюдение сроков доставки груза;
- неэтичное поведение сотрудников и др.
Жалобы по поводу повреждения груза или багажа могут быть не приняты в организации, если:
- вещи перевозились непосредственно владельцем;
- багаж повредился из-за того, что в нем перевозились вещества с высоким уровнем влажности;
- груз состоял из продуктов, которым требуются особые условия хранения, не созданные в железнодорожном транспорте.
Заявление может быть написано как пассажиром, так и самим сотрудником компании, если нарушаются его права.
Жалоба в РЖД: как подать.
Если претензия пишется руководству компании, то она может быть направлена следующими способами:
- на личном приеме;
- заказным письмом;
- через представителя.
Гражданин может в РЖД написать жалобу на сайте. На официальном интернет-ресурсе организации имеется раздел для принятия обращений.
В специальной форме необходимо заполнить следующие сведения:
- личные данные заявителя;
- регион обращения;
- кто обращается (клиент РЖД, пассажир и др.);
- тема жалобы;
- суть претензии.
На сайте можно направить обращение непосредственно администрации компании. Для этого предусмотрены специальные формы.
Гражданин может использовать для обращения в РЖД телефон жалоб.
Чтобы дозвониться на «горячую линию», необходимо набрать 8800-775-00-00.
Телефон работает в круглосуточном режиме.
Для связи со специалистом понадобится следовать роботизированным подсказкам.

Куда направить обращение.
Жалобу на РЖД можно направить и в другие ведомства.
Среди них:
- Госжелдорнадзор;
- Роспотребнадзор;
- Транспортная прокуратура;
- Суд.
Госжелдорнадзор занимается надзорной деятельностью в сфере транспорта. Жалоба в ведомство подается, если нарушение связано с правилами безопасности.
Сотрудники госструктуры также проводят расследования происшествий на железнодорожном транспорте.
Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей. В ведомстве имеется специальный отдел, занимающийся нарушениями, связанными с железнодорожным транспортом.
Если обращение в другие службы не дало результата, то гражданину необходимо направить заявление в прокуратуру.
В суд понадобится обратиться в случае, когда гражданин хочет взыскать материальный или моральный ущерб за нарушение его прав.
Правила составления.
Официальная форма жалобы в законодательстве не закреплена.
Однако, при ее составлении следует руководствоваться следующими правилами:
- официальный стиль изложения;
- отсутствие ненормативной лексики;
- жалоба обязательно подписывается гражданином;
- суть претензии необходимо выразить ясно и лаконично.
Заявление состоит из нескольких разделов:
- в шапке прописывается наименование ведомства, куда направляется жалоба;
- в основной части коротко описывается ситуация;
- заявитель указывает требования к РЖД;
- в конце ставится дата и подпись.
Если к жалобе прикладываются документы, то нужно указать их перечень. Рекомендуется прописывать в документе только достоверные факты. В официальном документе не должно быть экспрессивных выражений и эмоций.
Сотрудники ведомств должны рассмотреть документ в течение 30 дней. О результатах и принятых мерах заявитель уведомляется в письменной форме.
Исковое заявление в суд: как подать.
Если в ведомстве жалобу проигнорировали, то клиент РЖД имеет право подать исковое заявление в суд. В случае, когда претензия касается защиты прав потребителей, госпошлина не оплачивается.
В остальных ситуациях она зависит от суммы иска и рассчитывается в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
К исковому заявлению могут прилагаться следующие документы:
- копия претензии, которая направлялась в РЖД или другие ведомства, ответ на нее;
- показания свидетелей;
- медицинские справки;
- билеты или договор на отправку груза;
- другие документы, подтверждающие нарушения.
Судья может удовлетворить требования гражданина или отказать в них. При отсутствии нужных документов или неправильном составлении иска, должностное лицо вернет иск.
Гражданин может повторно обратиться в суд после того, как исправит нарушения, соберет полный пакет документов. Иск подается в течение 1 года после того, как клиент РЖД узнает о том, что его права и интересы были задеты.
Если срок пропущен, то судья может отказать в принятии заявления. Исключение составляет наличие уважительных причин. Например, гражданин своевременно не подал иск из-за болезни, длительной командировки, смерти родственника.
В таком случае необходимо подготовить документальное свидетельство того, почему истец не смог вовремя обратиться за защитой своих прав. Это может справка из медицинского учреждения, командировочное удостоверение и др.
- «Красное и белое» жалоба
- Анонимная жалоба в налоговую: как написать и куда обратиться.
- Билайн: жалоба.
Заключение.
Не все клиенты РЖД довольны сотрудничеством с транспортной компанией. Если проблема связана с поведением сотрудников, несвоевременным отправлением поезда или доставкой груза, то гражданин может обратиться непосредственно к руководству организации.
Для этого можно воспользоваться электронной приемной на сайте учреждения. Кроме того, работает телефон «горячей линии» РЖД, куда можно обратиться в любое время суток.
Если жалоба не дала результата, то гражданину следует обратиться в вышестоящие инстанции, в том числе прокуратуру или суд. Проверкой работы РЖД занимается Госжелдорнадзор.