У граждан нередко возникают проблемы с Пенсионным фондом. Недовольство пенсионера может вызвать как пренебрежительное или хамское отношение сотрудника, так и отказ в начислении положенных пособий. Пенсионные жалобы можно направить руководству государственной структуры или в вышестоящие организации. Рассмотрим, как это сделать.
Основания для жалобы.
Гражданин может обратиться с жалобой на пенсионный фонд по следующим причинам:
- отказ в перерасчете пенсии при наличии оснований;
- ошибки сотрудников при расчете трудового стажа;
- отказ в приеме документов;
- требование дополнительных бумаг, не относящихся к делу;
- некомпетентное поведение сотрудников;
- отказ в назначении досрочной пенсии и др.
Основанием для жалобы может служить любое решение ПФР, с которым гражданин не согласен.
Куда направить
Жалоба на сотрудника пенсионного фонда направляется непосредственно его руководству. Часто этого достаточно для того, чтобы решить конфликт.
Кроме того, гражданин имеет право написать претензию в следующие инстанции:
- территориальное отделение фонда;
- вышестоящий орган ПФР;
- прокуратура;
- суд.
Если жалоба в организацию не дала результата, то гражданин имеет право направить ее вышестоящему начальству, в краевое или областное отделение ведомства.
Обратиться в суд не удастся, если не была сделана попытка досудебного урегулирования конфликта. Поэтому изначально нужно написать жалобу в письменном виде и направить руководству ПФР.
Как направить претензию.
Обратиться с жалобой в Пенсионный фонд можно несколькими способами:
- в письменном виде;
- по телефону «горячей линии»;
- на сайте ПФР в специальном разделе;
- через Портал госуслуг.
На сайте Пенсионного фонда существует специальный раздел «Обращения граждан». Через него можно как отправить сообщение с жалобой, так и получить консультацию.
Для этого необходимо выбрать территориальный раздел ПФР, тему обращения и ввести текст. Сообщения принимаются только от авторизованных пользователей.

Ответ на обращение будет получен гражданином по электронной почте или почтовым отправлением. Второй вариант используется в случае, если в сообщении содержатся персональные данные или сведения об имущественном положении гражданина.
Гражданин может устно или по телефону предъявить претензии сотрудникам ПФР. Однако, в таком случае он не сможет обратиться в суд на этом основании. Спор будет разбираться только после попытки досудебного урегулирования, которое оформляется в письменном виде.
Сроки рассмотрения.
Гражданин должен составить заявление и передать его в фонд лично, через представителя, заказным письмом с уведомлением. На рассмотрение жалобы сотрудникам госструктуры дается 30 дней.
После этого должен быть направлен ответ на e-mail или почтовый адрес гражданина. В документе пишется решение и основания для его вынесения, принятые меры по обращению.
Обращение по телефону горячей линии.
Телефон «горячей линии» 8 800 250 8 800 работает круглосуточно. Звонки на данный номер бесплатны как с мобильных, так и со стационарных аппаратов.
Сотрудники службы могут проконсультировать или зафиксировать обращение о нарушении. Кроме того, в каждом отделении имеются свои телефоны для обращения граждан. Их можно узнать на официальном сайте ПФР.
У граждан появилась возможность подать жалобу на ПФР через Портал госуслуг. Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на сайте.
Как составить жалобу.
Форма заявления не установлена законодательно. Образец жалобы на Пенсионный фонд должен содержать следующие сведения:
- наименование структурного подразделения;
- данные о гражданине;
- сведения об инциденте;
- нарушения со стороны сотрудников ПФР;
- требования заявителя;
- список приложений;
- дата и подпись.
Если жалоба пишется на конкретного сотрудника, то необходимо указать его данные. Кроме того, прописывается адрес и номер филиала, где зафиксировано нарушения.
В качестве приложений можно использовать документы, аудио и видео файлы. Они должны подтверждать нарушения со стороны сотрудников фонда.
Помимо ФИО заявителя в заявлении необходимо указать адрес проживания гражданина, номер СНИЛС, реквизиты пенсионного удостоверения, если оно имеется.
Обращение в суд.
Если гражданин не смог уладить свою проблему с ПФР в досудебном порядке, то он может обратиться в суд.
Для этого понадобится подготовить следующий пакет документов:
- копия удостоверения личности;
- квитанция об оплате сбора в госказну;
- копия письма в ПФР и ответ на него;
- трудовая книжка и другие документы, имеющие отношение к проблеме.
Список бумаг не является исчерпывающим, так как каждый случай индивидуален. Госпошлина зависит от того, кто подает иск.
Размер госпошлины для пенсионера.
Пенсионеры, обратившиеся в суд по искам имущественного характера, освобождаются от оплаты сбора, если размер иска менее 1000000 руб.
Сумма выше облагается госпошлиной 0,5%. При этом максимальный размер пошлины составляет 60 000 руб.
Если в суд на ПФР подает другая категория граждан (например, работодатель, не согласный с начисленной для оплаты суммой взносов и др.), то сбор в казну рассчитывается в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
К исковому заявлению прикладывается обращение в ПФР и ответ на него. В случае, если в госструктуре проигнорировали жалобу гражданина, достаточно только своей претензии и указать о том, что госслужащие не дали ответ.
- «Красное и белое» жалоба
- Анонимная жалоба в налоговую: как написать и куда обратиться.
- Билайн: жалоба.
Заключение.
У граждан нередко возникают различные проблемы при обращении в Пенсионный фонд. В таком случае можно подать жалобу как непосредственно в учреждение, так и в вышестоящую структуру. Заявление направляется лично, через представителя, заказным письмом или с помощью интернет-сервисов.
Жалобу можно подать через Портал госуслуг в личном кабинете пользователя или на сайте ПФР. Если ответ от Пенсионного фонда не получен или не удовлетворил заявителя, то он имеет право обратиться в суд.
При спорах, связанных с начислением трудовой пенсии, в том числе имущественного характера, не требуется оплачивать госпошлину.