Микрокредитные финансовые организации выдают небольшие займы на короткий срок. Их услугами пользуются многие граждане, однако, не все своевременно возвращают деньги и проценты по ним. Сотрудники МФО могут превысить свои полномочия для возврата долга. В таком случае гражданин имеет право пожаловаться на их действия. В ФССП жалоба на МФО направляется, если в адрес должника поступают угрозы или коллекторы слишком назойливы. Гражданин может пожаловаться и в другую государственную структуру.
Основания пожаловаться на микрозаймы.
Если человек взял микрокредит и своевременно не вернул его, то сотрудники МФО имеют право звонить и напоминать о долге.
Жалобу на финансовую организацию можно написать только в том случае, если ее работники нарушают закон своими действиями. Основаниями могут служить и попытки обмана гражданина при заключении договора.
Чаще всего причиной написания жалобы может выступать:
- отсутствие лицензии у МФО;
- размещение неверных сведений на сайте или в рекламе;
- начисление процентов выше, чем 365% в год;
- незаконные штрафы и пени;
- угрозы физической расправы со стороны коллекторов и др.
Иногда сотрудники МФО сами препятствуют возвращению долга со стороны клиента, чтобы получить более высокие проценты и начислить штраф. Во всех этих случаях необходимо обращаться с жалобой, так как нарушены права гражданина.
Куда направить обращение.
То, куда обращаться, зависит от оснований жалобы.
Жалоба в ЦБ на МФО подается в следующих случаях:
- проценты по кредиту выше установленных законодательными нормами;
- займ выдается менее чем на год со ставкой больше 1% в день;
- штрафы за просроченный кредит превысили установленную норму;
- МФО в одностороннем порядке изменило условия договора.
Жалоба в ЦБ допускается в случае, если гражданин узнал, что у организации отсутствует лицензия на ведение такого вида деятельности.
Кроме того, заявление пишется, если после подписания договора заемщик узнает о том, что ему придется заплатить дополнительные суммы и комиссии.
Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей. Жалобу в госструктуру можно подать, если МФО нарушает пункты договора. Кроме того, в организации не могут навязывать дополнительные услуги без ведома клиента.

Служебным приставам.
Служба судебных приставов следит за тем, чтобы при взыскании долга не был нарушен закон.
Жалобу в госструктуру подают при наличии следующих оснований:
- сотрудники МФО звонят с угрозами родственникам должника;
- сведения о гражданине были переданы третьим лицам без его согласия;
- коллекторы угрожают должнику большими штрафами или физической расправой.
В последнем случае гражданин может также обратиться в прокуратуру.
В Федеральную антимонопольную службу жалоба пишется в том случае, если МФО дают неверные сведения в рекламе.
ФАС проверит деятельность организации, когда открытые сведения о ней будут отличаться от того, что прописывается в договоре.
Как составить жалобу правильно.
Не все граждане знают, как написать жалобу на МФО. Законодательством не установлено определенной формы заявления.
Однако, в документе должны содержаться следующие сведения:
- наименование государственной структуры, в которую подается заявление;
- личные данные гражданина;
- сведения об МФО;
- реквизиты договора;
- нарушения, допущенные микрокредитной организацией;
- список приложений;
- дата и подпись.
Образец жалобы на МФО должен содержать ссылки на нормативно-правовые акты, которые были нарушены. В конце документа прописываются требования заявителя.
Жалоба должна быть подписана, так как анонимные заявления не рассматриваются государственными структурами.
Заявление подается в ведомства лично, через представителя или заказным письмом с уведомлением. На сайте прокуратуры, ФАС, Роспотребнадзора имеются разделы для заполнения электронных обращений.
Гражданину необходимо авторизоваться на интернет-ресурсах через подтвержденную учетную запись Портала госуслуг и заполнить специальную форму.
К электронному заявлению можно прикреплять документы в электронном виде. Их размер не должен превышать 5 Мб. Помимо документов допускается прикреплять фото и видео файлы в определенных форматах.
К жалобе необходимо приложить следующие документы:
- договор с МФО;
- платежные документы;
- рекламные листовки, в которых содержится неверная информация и др.
Если МФО передала информацию без разрешения коллекторам, которые угрожают гражданину или его родственникам, то можно приложить записи разговоров, телефонную переписку и др.
Когда не рассматривают обращение гражданина.
Заявление не будет рассматриваться в ведомствах в следующих случаях:
- в жалобе содержится неподтвержденная информация;
- не указаны сведения о заявителе;
- в заявлении употребляются нецензурные выражения;
- написаны угрозы в адрес какого-либо лица;
- не указана суть конфликта.
Сроки.
Жалоба рассматривается в ведомстве не дольше 30 дней. Она может быть перенаправлена в другую государственную структуру, если в ее компетенции рассмотрение данного вопроса.
По результатам рассмотрения и принятым мерам гражданин должен быть письменно извещен. Ответ на жалобу направляется заявителю в письменной форме заказным письмом или по e-mail.
Гражданин может в тексте заявления указать, каким способом ему удобнее получить извещение о рассмотрении документа.
Жалобу не рекомендуется писать в случае, если со стороны МФО не было никаких нарушений, или должник хочет урегулировать конфликт мирным путем. В последнем случае рекомендуется обратиться к руководителю организации.
Заключение.
Услуги микрозаймов востребованы среди населения. Но не всегда сотрудничество с финансовой организацией проходит без конфликтов. Если в МФО не соблюдают условия договора или гражданин заметил другие нарушения, то рекомендуется писать жалобу в вышестоящие ведомства для того, чтобы защитить свои права.
Заявление может быть направлено в ЦБ, Роспотребнадзор, прокуратуру и другие инстанции. Установленной формы жалобы не существует. Однако, при ее написании рекомендуется придерживаться официального стиля изложения.