Не всегда работодатели соблюдают нормы трудового законодательства. Встречается, что руководитель грубо нарушает права сотрудников. В таком случае может быть подана коллективная жалоба на работодателя в трудовую инспекцию или прокуратуру. Претензия является основанием для проведения внеплановой проверки работы предприятия. Если будут выявлены нарушения, то работодатель должен устранить их в указанный срок.
Основания для жалобы на работодателя.
Порядок подачи жалобы группой лиц регулируется ст. 40 ГПК РФ.
Несколько человек могут объединиться для оформления претензии, если они имеют для этого общие основания.
Причины для подачи коллективной жалобы на работодателя встречаются следующие:
- не соблюдение сроков выплаты зарплаты;
- нарушения трудового законодательства;
- не соблюдение правил охраны труда;
- нарушения трудового договора;
- отказ в официальном трудоустройстве и др.
В большинстве случаев основанием является нарушение со стороны работодателя норм ТК РФ.
Сотрудники имеют право подать жалобу и в случае, если руководитель оказывает физическое или моральное воздействие на них, оскорбляет, применяет насилие.
Куда можно подать жалобу на работодателя.
Подается коллективная жалоба на работодателя в прокуратуру, трудовую инспекцию или суд.
Первые две государственные структуры на основании полученного документа должны будут провести проверку и вынести постановление об устранении выявленных нарушений.
Если работодатель будет продолжать бездействовать, то на него подается исковое заявление в суд.
Независимо от того, в какую организацию направляется жалоба, она должна подаваться в отделение по месту нахождения юридического лица.
Анонимные заявления в прокуратуре и трудовой инспекции не рассматриваются, так как они не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Как написать жалобу на работодателя. Образец.
Унифицированной формы претензии в законодательстве не установлено.
Но коллективная жалоба на работодателя образец должен отвечать следующим требованиям:
- деловой стиль написания;
- отсутствие ненормативной лексики, эмоциональных высказываний;
- обращение от множественного лица;
- наличие ссылок на законодательные акты, которые были нарушены.
В обращении отображаются следующие сведения:
- наименование организации, куда направляется претензия;
- сведения о заявителях;
- суть конфликта;
- описание допущенных руководителем нарушений;
- перечень требований;
- список приложений.
Если заявителей немного, то можно указать сведения о каждом из них (Ф. И. О., дом. Адрес, телефон).
В случае, когда жалоба подает от большей части коллектива, достаточно указать место работы.
В конце документа все заявители в обязательном порядке должны поставить роспись и расшифровку. К документу необходимо приложить доказательства нарушения прав работников.
Порядок подачи жалобы.
Жалобы работников на работодателя в трудовую инспекцию направляются следующим способом:
- лично одним из заявителей;
- онлайн через форму обращения на официальном сайте.
Если обращение в госструктуру не принесло нужных результатов, то можно направить жалобу в прокуратуру.
Это выполняется следующими способами:
- лично;
- через официальный сайт;
- заказным письмом.
К заявлению, оформленном в электронном виде, можно прикрепить сканы документов, подтверждающие нарушение.
Их размер не должен превышать 5 Мб. Если претензия связана с невыплатой или занижением заработной платы, то в качестве доказательства можно привести выписку о перечислении НДФЛ из налоговой инспекции.
В качестве доказательств можно прикладывать фото- и видеоматериалы.
Срок рассмотрения претензии.
Заявление, поданное в трудовую инспекцию, должно быть рассмотрено в течение 30 дней.
На его основании может быть назначена проверка. Заявители в письменном виде извещаются о результатах рассмотрения жалобы удобным способом, указанным в документе.
Сотрудникам прокуратуры также отводится 30 дней на изучение претензии.
Если не требуется дополнительных проверок, то ответ представители власти могут направить уже через 15 дней.
В случае, когда суть спора заключается в увольнении по незаконным основаниям, то жалоба может рассматриваться в течение 3 месяцев.
В некоторых ситуациях, когда требуется уточнение дополнительных обстоятельств, прокурор может продлить изучение претензии дополнительно на месяц.
Сроки отсчитываются от даты принятия ходатайства. По окончанию рассмотрения заявителей должны уведомить о результатах.
Это делается в письменной форме заказным письмом или на e-mail, указанный в жалобе.
Коллективная жалоба рассматривается в том же порядке, что и индивидуальная. Но если претензия оформляется от нескольких человек, то больше шансов, что примут меры.
Подать в суд на работодателя.
В случае, когда обращение в прокуратуру не дало нужного результата, сотрудники могут обратиться в суд.
Это действенная мера в случае, если спор касается невыплаты заработной платы, незаконного увольнения.
Истцы могут требовать с ответчика не только задолженность, но и возмещение понесенных судебных расходов.
Иски, касающиеся трудовых вопросов, госпошлиной не облагаются.
Коллективная жалоба оформляется в случае, если работодатель недобросовестно выполняет свои обязанности, нарушает трудовое законодательство.
Заявление может быть направлено в трудовую инспекцию или прокуратуру. Анонимные жалобы не рассматриваются государственной структурой.
- ООО жалобы: скачать образец
- Жалобы на Фикс прайс
- «Красное и белое» жалоба
- Почта России: как написать жалобу
- Жалоба на перепланировку соседей
- Лента жалоба: горячая линия
Заключение.
Коллективные претензии могут составлять только, если у всех заявителей общее основание. В нижней части документа должны поставить подписи все работники, интересы которых были нарушены.
Государственные служащие должны рассмотреть заявление в течение 30 дней. В некоторых случаях, когда требуется собирание дополнительной информации, этот срок может быть продлен еще на месяц.
О результатах рассмотрения заявители извещаются в письменном виде на e-mail или заказным письмом по указанному в обращении адресу.