Введение в заблуждение потребителя.

Введение в заблуждение – ряд противоправных действий, нарушение статей ЗоЗПП и КоАП, что влечет за собой моральные, материальные потери для потребителя. У нечистых на руку продавцов есть масса уловок, которые можно трактовать как обман покупателя и, при выявлении подобных нарушений потребитель вправе подать жалобу.
как потребителя вводят в заблуждение

У нечистых на руку продавцов есть масса уловок, которые можно трактовать как обман покупателя и, при выявлении подобных нарушений потребитель вправе подать жалобу.

Законодательная основа.

Введение в заблуждение потребителя преследуется по законам и нормативным актам.

В списке основных значатся:

  • ЗоЗПП № 2300-1. Главный законодательный свод правил, на базе которого зиждется отношения продавца и покупателя. В нем сказано, что потребитель имеет право на получение полноценной информации по приобретаемому товару, услуге.
  • Ст. 14 КоАП, в частности № 195 от 30.12.01 г. в ней прописаны меры, которые применяются к недобросовестному продавцу, который неправильно рассчитал или обвесил покупателя.
  • Ст. 178 ГК РФ. Предусматривает расторжение договора досрочно, если был доказан факт введения в заблуждения одной из сторон.

В УК РФ обман покупателя рассматривается в редких случаях. Чаще это запрещенное использование товарного знака другого производителя, наказание предусмотрено по ст. 180 УК.

Общие понятия.

Заблуждение – это такая форма подачи информации, которая не соответствует своему предмету.

Между заблуждением и откровенной ложью здесь проходит очень тонкая грань, но по сути в накладе остается тот, которые приобрел товар или воспользовался услугой, не отвечающей ожиданиям.

К противоправным действиям со стороны продавца можно отнести:

  1. Продажа вещи, товара меньшего по объему или количеству, которое оговаривалось до заключения сделки. Примером служит вес\объем сахара, масла, яиц и пр. когда на таре стоит не 1 кг\л\шт., а 0,9 л или 9 шт. яиц. Цена при этом указывается как за привычный потребителю объем.
  2. Получение большей суммы, чем оговаривалась в ДКП. При этом продавец ставит потребителя перед фактом, когда весь объем товара поставлен. Часто к такому обману прибегают при предложении услуг, когда сумма за объект договора начинает расти.
  3. Недобросовестный продавец утверждает, что цена была назначена за «полуфабрикат», но чтобы довести его до нужной кондиции требуется оплатить дополнительные услуги по привозу, установке, сборке и пр.
  4. Продажа товара, описание которого не соответствует действительности. Продавец может умолчать о недостатках, создать ложное впечатление о ценности вещи и его функциях.

С подобным явлением потребитель сталкивается ежедневно, способы введения в заблуждение совершенствуются. Цель – продать объект\услугу по цене, которая не соответствует качеству.

Новая редакция статей.

Старая и новая редакции ст.ст. 178, 179 ГК РФ в настоящее время трактуются следующим образом. Старая версия применяется исключительно по сделкам, которые были совершены до 01.09.13 г., все остальные идут уже по новой редакции закона.

Ранее в ст. 178 было сказано, что «заблуждение» человека при совершаемой сделке должно быть существенным. При этом объект сделки невозможно использовать в полной мере, которой предусматривал потребитель.

Новая редакция трактует «заблуждение» фактически как преднамеренный обман. Введение человека в заблуждение намеренное, при этом, если бы у него была возможность все взвесить и оценить правильно, то он отказался бы от покупки или заключения сделки. 

Как действовать потребителю.

Покупатель, которого ввели в заблуждение, он после сделки обнаружил явные признаки обмана, может предпринять следующие шаги:

  • Обратиться с претензией к продавцу. Если устный диалог не помог, то нужно написать претензию письменно. При этом по закону можно потребовать возмещение вреда, неустойку.
  • Отнести жалобу в «Роспотребнадзор», полицию, прокуратуру. Здесь нужно собрать все факты, фото, видео, показания свидетелей, документы. За обман потребителя предусмотрена ответственность по ЗоЗПП, КоАП.

Потребитель должен доказать, что действия продавца были со злым умыслом, и введение в заблуждение было намеренным.

Это могут быть фото ценника, на котором указаны некорректные данные или цена на совсем другой товар, фото этикетки, где срок годности давно вышел, но товар все равно допущен к продаже.

Факт обсчета, обвеса можно доказать при помощи контрольных весов или чека. Преимуществом будут показания свидетелей.

Если приобретенная вещь\продукт питания\лекарство нанесли вред здоровью, то этот факт должен быть подтвержден справкой от врача.

Как правильно составить документ.

В редких случаях ситуация удается исправить мирным путем, но обычно на устную претензию продавцы не реагируют.

Обращение в письменном виде по закону возымеет большее действие, а за обман в особо крупном размере предусмотрено наказание от административной ответственности до уголовного дела.

В претензии должно быть указано следующее:

  • Данные о недобросовестном продавце (ФИО, название фирмы, адрес работы).
  • Сведения о пострадавшем лице (ФИО, адрес, телефон).
  • Подробное описание ситуации, в котором присутствует факт введения в заблуждение.
  • Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  • Список требований (возврат денег, неустойка, моральный ущерб и пр.).
  • Упоминание, что в случае невозможности решить проблему на месте, составитель претензии имеет право обратиться в контролирующие госорганы.
  • Список документов, приложение, дата, подпись.

Документ составляется в 2-х экземплярах. На обоих ставится виза продавца, один остается у потребителя, второй – отправляется адресату.

Наказание за умышленное введение в заблуждение.

В зависимости от тяжести поступка наказание предусмотрено по КоАП РФ.

Штраф за введение в заблуждение потребителя:

  • Обвес, обсчет, обман потребителя в сфере услуг – штраф от 3 до 50 тыс. руб.
  • Введение в заблуждение относительно качества товара – штраф от 3 до 500 тыс. руб.

Заключение.

Наказание за недостоверную информацию есть, и если гражданам придется раскошелится на минимальную сумму в 3 тыс. руб., то для юридических лиц и организаций предусмотрен штраф до полумиллиона рублей.

В редких случаях обман покупателя происходит по случайности, а не по злому умыслу, здесь проблема обычно решается быстро, на месте с возмещением убытков и извинениями. 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: