«Закон о защите прав потребителей», сокращенно ЗоЗПП, это закон, связанный с оказанием услуг населению, чаще правовой направленности. Связан с отношениями между тем, кто предлагает услуги (товар) и тем, кто ими пользуется. Основной свод закона – за № 2300-1 впервые принят 07.02.92 г., последняя его редакция касается декабря 2020 года.
Новые положения 2021 года: что изменилось в ЗоЗПП.
В связи с пандемией в закон была внесена статья, регулирующая порядок оплаты за товар или услугу.
Теперь потребитель может расплатиться безналом, а продавец обязан принять средства по карте или переводом через онлайн-бакинг.
Но есть условие: продавец обязан ставить системы безналичной оплаты, если его годовой оборот товара не менее 40 млн. руб. В остальных случаях потребителю придется иметь наличные.
В закон о защите прав потребителей, точнее ст. 24 (возврат услуги), добавили пункт, который обязует продавца вернуть деньги, если товар с дефектом.
Касается это, в первую очередь, кредитных средств, если товар ненадлежащего качества, а на устранение дефекта нужно затратить существенные деньги, то продавец должен вернуть и стоимость товара и полученные ранее проценты.
Появилась статья, по которой в крайних случаях полномочия госнадзорного органа могут быть переданы местным органам исполнительной власти.
Что изменилось:
- Ст.2 – международная договоренность. Содержит правила поведения, если в договоре есть моменты, противоречащие ЗоЗПП, принятому в РФ.
- Ст.4 – качество товаров, услуг. Продавцу вменяется в обязанность торговать только качественной продукцией, а в случае с наличием дефектов, уведомлять об этом потребителя устно или на ценнике.
- Ст.6 – гарантия производителя. В течение гарантийного срока производитель обязан ремонтировать, обслуживать и предоставлять запчасти.
- Ст.10 – информативность клиента. Производитель (продавец) обязан предоставить потребителю всю информацию, касающуюся товара, услуги, в т.ч. противопоказаний, если речь идет о медтехнике, препаратах.
- Ст.14 – ответственность за вред, причиненный потребителю из-за некачественной услуги, потребления продуктов и пр. В т.ч. возмещение затрат на лечение, устранение неисправностей.
- Ст.17 – судебная защита клиента.
- Ст.18 – права клиента, если при покупке обнаружен дефект.
- Ст.19 – сроки устранения дефектов.
- Ст.20 – в ней прописаны исключения, касаемые предыдущей статьи. Продавец (изготовитель) в течение 5 сут. обязан устранить дефекты или заключить соглашение с клиентом, чтобы срок был увеличен.
- Ст.21 – ответственность за нарушение сроков поставки.
- Ст. 25 – обмен качественной вещи в течение 2 недель.
- Ст. 26 – продажа товара дистанционно, составление договора и возврат (7 сут.).
- Ст.32 – права потребителя в случае отказа по исполнению обязательств, предусмотренных в договоре. Возврат средств.
Если услуга не оказана.
Ст. 27 ЗоЗПП регулируются моменты, касающиеся сроков и качества предоставляемых услуг.
Не оказанная услуга по закону о защите прав потребителей – ни что иное, как нарушение и тот кто нарушил сроки несет наказание.
По ст. 28 есть несколько вариантов выхода из спорных ситуаций:
- Письменно составляется дополнение к основному договору, где потребитель готов пойти на сделку и увеличивает срок исполнения.
- Исполнитель делает скидку.
- Нарушитель, если не уложился в срок и потребителю пришлось задействовать третьих лиц или заканчивать самому, обязан оплатить их работу.
- Расторжение договора.
Все это можно оформить в виде претензии, где заказчик указывает причину, излагает требования, а исполнитель обязан дать ответ.
По п. 5 ст. 28 исполнитель должен заплатить неустойку за нарушение сроков, расчет ее может быть как пени за сутки (это 3% от стоимости услуги) или иные варианты штрафных санкций.
Пени начисляются до тех пор, пока исполнитель не приступит к работам.
Медицинские услуги: порядок предоставления.
Закон о защите прав потребителей трактует медицинские услуги как схожие с иными категориями услуг населению.
Граждане РФ имеют право на охрану здоровья (ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.11.) и любые другие законы основываются именно на этом законе и не могут противоречить основным статьям.
Медицинская помощь – это услуга, оказываемая гражданам на профоснове.
И все участники «сделки» должны подчиняться ЗоЗПП, а, равно, как медучреждения должны иметь лицензию, разрешающую медработникам оказывать те или иные услуги пациентам.
Существуют бесплатные и платные медуслуги.
В категорию «бесплатных» входит тот минимальный набор, который обеспечивает человеку нормальную жизнедеятельность организма:
- «Скорая помощь», в т.ч. специализированная (лечение зубов вне очереди при сильной боли).
- Первичная, спецмедпомощь.
- Медэвакуация.
- Лечение граждан РФ за рубежом.
- Санаторно-курортные услуги.
Вся бесплатная помощь находится в ведении районных МЗ РФ, но при этом гражданин России может выбрать любую больницу, вне зависимости от прописки и проживания.
За услуги, которые входят в перечень «бесплатных» медучреждение взимать плату не имеет права.
Платные услуги предоставляются по договору и здесь присутствуют два лица: потребитель и исполнитель (Правила ПП № 1006 от 04.10.12 г.).
Медучреждение должно иметь лицензию, где указываются все предоставляемые услуги.
Вне этих рамок предлагать что-либо незаконно, а цены за услугу должны быть озвучены еще до начала работ.
- Жалобы на Фикс прайс
- Срок ответа на претензию: защита прав потребителей
- Роспотребнадзор Омск горячая линия
- Жалоба на поликлинику Москва
- Ненадлежащая реклама
- Горячая линия Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.
Заключение.
Любая услуга, покупка товара технического или продовольственного назначения, попадает под действие ЗоЗПП. Закон не только регламентирует действие производителей, продавцов, людей, предоставляющих услуги в частном порядке, но и защищает обе стороны.
Но в большей степени прибегать к ЗоЗПП приходится при получении некачественных услуг в любой сфере.
Потребитель, равно, как и предоставляющий услугу, имеет право на защиту при возникновении спорных ситуаций или при невыполнении обязательств одной из сторон. С этой целью можно обратиться в «Роспотребнадзор» или в суд.