Редакции закона о защите прав потребителей.

С 2021 года в законе о защите прав потребителей появились изменения. Предполагается, что последняя редакция ЗоЗПП, спровоцирует массу споров в отношениях между потребителем и продавцом. Это самая обширная «переделка» закона, начиная с 1992 года. Изменения коснутся самого ЗоЗПП, ПП № 55 и ПП № 612.
редакция закона прав потребителя

С 2021 года в законе о защите прав потребителей появились изменения. Предполагается, что последняя редакция ЗоЗПП, спровоцирует массу споров в отношениях между потребителем и продавцом. Это самая обширная «переделка» закона, начиная с 1992 года. Изменения коснутся самого ЗоЗПП, ПП № 55 и ПП № 612.

Изменения в законе: начало.

В конце 2020 года появились проекты, которые разом изменили существующее ранее законодательство, касающееся ЗоЗПП.

Трансформации коснулись почти всех пунктов закона о защите прав потребителей, а также законодательных актов, которые шли в тесной связке.

Это:

  • ПП № 55, где прописаны правила продажи, обмена, возврата отдельных видов товара.
  • ПП № 612, здесь регламентируются взаимоотношения между продавцом и покупателем при дистанционной торговле (интернет-магазины).

Помимо изменений есть масса комментариев к ним, которые полностью могут поменять привычную структуру продаж, возвратов и обменов.

Теперь при возникших спорах требуется обращаться к новой редакции ЗоЗПП, действительной с 2021 года.

Основные положения.

В закон за № 2300-1 от 1992 года, который регламентирует отношения между потребителем и исполнителем (производителем, продавцом), внесены следующие требования:

  • Потребитель и его права не должны быть ущемлены. Несмотря на положения, прописанные в договоре, нельзя игнорировать права, предоставляемые законом. Иначе: если пункт договора идет вразрез с законом, то его признают недействительным.
  • Если по договору выявлены ситуации, ущемляющие права потребителя, и на основании этого он понес убытки – исполнитель обязан их возместить.
  • Нельзя продавать товар «с нагрузкой». Иначе: противозаконно предлагать ноутбук с уже установленной «Виндой», если за нее потребитель обязан заплатить дополнительно. Покупатель вправе потребовать продать «пустой» ноутбук по его цене «без нагрузки».
  • Все требования потребителя в период действия гарантийного срока продавец обязан выполнять без допусловий.
  • Противоправно навязывать допуслуги за отдельную плату.

Дополнительные разъяснения: что добавили еще.

К закону регулирующему защиту прав потребителей добавлено еще несколько пояснений.

Основные из них:

  • Исполнитель не может по собственной инициативе отказаться выполнять условия договора.
  • Покупателю нельзя запретить подавать иск в суд.
  • Потребителю нельзя назначить штраф, если он отказывается от договора. Но может он это сделать только на законных основаниях.
  • Поставщик услуг взявший на себя обязательства сверх того, что предусмотрено законом, не может отказаться их выполнять.

При оплате покупки исполнитель не может отказать покупателю, если в торговой точке не предусмотрена безналичная оплата.

Продавец обязан оснастить магазин так, чтобы можно было расплачиваться и наличными и картой (МИР). Но последнее правило распространяется на торговые точки с годовой выручкой от 20 млн. руб.

Размер неустойки по невыполненным обязательствам нельзя снизить, если процентная ставка предусмотрена законом. При продаже товара – это 1%\сут., оказание услуг – 3%\сут.

Отказ от отношений.

В договор нельзя вносить пункты, которые регламентируют порядок его расторжения, если это не предусмотрено на законодательном уровне.

Важно! Следует отличать понятия «отказ» и «досрочное расторжение» договора.

Они предусматривают прекращение договорных отношений, но при «отказе» по инициативе потребителя или исполнителя вне суда. А при «досрочном расторжении» только в рамках судебного заседания.

На законных основаниях продавец (поставщик услуг) имеет право расторгнуть договор по собственной инициативе:

  • Турфирма (по ст. 14 закона о турдеятельности) может расторгнуть договор, если в стране прибытия стало небезопасно (война, пандемия, природные катаклизмы и т.п.).
  • Банк может аннулировать договор и закрыть счет, если в течение года по нему нет движения средств (п.4 ст. 859 ГК) или сумма меньше, чем отражено в документах.

Спорные ситуации: что нового.

Продавец не может заставить покупателя писать претензию (к прим. на основании статьи 18 закона о защите прав потребителей), если по закону досудебный порядок решения спора не предусмотрен.

Для потребителя досудебный порядок обязателен, если (ст.452 ГК) он хочет внести изменения или аннулировать его.

Но при отказе от договора достаточно прислать уведомление продавцу, если речь идет о спорах связанных с:

  • Банковскими услугами (эти дела рассматривает финансовый омбудсмен).
  • ОСАГО.
  • Перевозкой груза, пассажиров (кроме авиа и ЖД).
  • Туроператорами.
  • «Почтой России».
  • Поставщиками связи в РФ.

Договорные отношения не могут регламентировать действия потребителя, если он захочет предъявить продавцу требования в связи с найденным браком.

Он может потребовать вернуть деньги за товар или услугу, устранить брак, заменить товар или оплатить ремонт (ст.18 и 19 ЗоЗПП).

Потребитель вправе обратиться в «Роспотребнадзор», суд, прокуратуру и поставщик услуг не может его в этом ограничить.

Кроме этого покупатель не обязан ничего доказывать, если это не предусмотрено законом, т.е. проводить экспертизу и платить за нее, чтобы доказать, что товар имеет заводской брак.

Важно! При заключении договора запрещено вносить любые условия, противоречащие основному закону и нарушающие права потребителя, поставив его в невыгодные условия.

Заключение.

Согласно последней редакции, продавец не может дать подписать типовой договор, потребитель теперь имеет право исключить из него все, что ему не нравится, конечно в рамках закона.

Т.е. теперь разрешено вносить изменения в любые договора. Если исполнитель не согласен, он может дать ответ в течение 10 дней.

Потребитель теперь может не предоставлять персональные данные и продавец не вправе отказать ему в покупке.

Но пока не сложилась судебная практика, не ясно, как будут решатся такие споры, если при доставке товара нужен адрес, телефон и ФИО покупателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: