Законодательство защищает права потребителей. Нередко граждане сталкиваются с тем, что вещь им не подошла, или сделана с дефектом. Права потребителя обмен товара предусматривают как надлежащего качества, так и с браком. Каждая процедура имеет свои особенности и нюансы.
Обмен качественного изделия.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества установлены в Законе № 2300-1 от 07.02.1992.
В течение 2 недель после покупки гражданин может вернуть изделие обратно, если оно не подошло ему по какой-либо характеристике.
При этом гражданин должен соблюсти следующие требования:
- Изделие должно быть в заводской упаковке.
- На товаре нужно сохранить бирки, пломбы.
- Изделие не должно иметь потертости, царапины и другие дефекты, говорящие о том, что оно использовалось по назначению.
Обмен или возврат осуществляются при предъявлении финансового документа о совершении покупки (чека, квитанции и пр.). Иногда покупатели их теряют или случайно выбрасывают.
В нормативно-правовом документе прописано, что отсутствие финансового подтверждения не является существенным основанием для отказа гражданину в его требованиях.
Если в магазине отсутствует аналогичный товар нужного фасона, размера, цвета или других характеристик, то покупатель имеет право требовать оформление возврата изделия и перечисления денежных средств, которые были за него оплачены.
При удовлетворении требования продавец обязан вернуть сумму в течение 3 рабочих дней.
Список товаров ненадлежащих обмену.
Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 устанавливает список товаров, которые нельзя вернуть на основании того, что не понравилась какая-либо из его характеристик.
В него вошли:
- лекарства;
- медицинские изделия;
- предметы личной гигиены;
- косметика;
- парфюмерия;
- нижнее белье;
- бытовая химия;
- мебель;
- технически сложные товары и др.
В таких случаях обмен изделия на аналогичное не предусмотрен. Исключение составляют только товары низкого качества, с истекшим сроком годности и пр. Обменять их можно при обнаружении брака.
Закон прав потребителей обмен товара предусматривает и в случае, если он был куплен дистанционным способом, например, в интернет-магазине.
О правилах возврата покупатель должен быть извещен в письменной форме при получении изделия.
В таком случае гражданин может отказаться от товара в течение недели. Если же продавец не стал информировать покупателя о возможности отказа, то срок продляется до 3 месяцев.
Покупатель может обменять товар надлежащего качества в установленные сроки. При этом затраты по пересылке или хранению изделия должен будет оплатить потребитель.
Если же в изделии обнаружен брак, то эта обязанность перекладывается на продавца.
Обмен товара с браком.
Закон, защищающий права потребителей, обмен и возврат товара контролирует в случае, если в нем обнаруживается брак в течение гарантийного срока, установленного продавцом или производителем.
Если покупатель нашел дефект в изделии, то он может выдвинуть магазину следующие требования:
- расторгнуть договор купли-продажи и вернуть средства;
- обменять изделие на аналогичное;
- сдать в сервисный центр для устранения дефектов;
- обменять на другой товар с увеличением или уменьшением стоимости, выплатив или вернув разницу в сумме.
В соответствии со ст. 21 Закона № 2300-1, если изделие имеет дефект, то его должны заменить в следующие сроки:
- 7 дней после обращения покупателя в магазин;
- 20 дней, если продавцу требуется дополнительно проверить качество изделия;
- 30 дней в случае, когда в магазине отсутствует такой же товар.
Исключение составляют районы Крайнего Севера. Там сроки могут быть продлены, в зависимости от возможности своевременной поставки нужного товара.
Если изделие будет заменено в срок более, чем неделя, то через 3 дня покупатель может попросить вещь, обладающую аналогичными потребительскими характеристиками, во временное пользование.
Бракованные товары должны быть заменены только на новые, без царапин и других дефектов.
Как оформить обмен товара.
Если решить проблемы по договоренности с продавцом не получается, то покупатель должен оформить письменную претензию на имя администрации магазина.
В заявлении указывается:
- данные о продавце;
- сведения о покупателе;
- информация о дате и месте покупки;
- причина обмена;
- требования покупателя;
- дата и подпись.
К заявлению могут прилагаться документы, подтверждающие право покупателя на требование обмена изделия.
Если причина в низком качестве или дефекте, то можно провести экспертизу. В некоторых случаях продавец сам проводит исследование.
На рассмотрение претензии администрации магазина дается 30 дней. После этого покупатель должен быть уведомлен о принятом решении.
Если продавец проигнорировал заявление или отказал потребителю в обмене товара без весомых оснований, то можно обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
В последнем случае при подаче искового заявления не требуется оплачивать госпошлину.
Покупатель, помимо возврата средств за товар или иных требований, может взыскать с продавца штраф, неустойку за отказ в выполнении законных требований, компенсацию морального вреда и судебных издержек.
Неустойка составляет 1% от стоимости товара за каждый просроченный день.
Суд может назначить независимую экспертизу качества товара. Ее стоимость будет оплачиваться проигравшей стороной.
- Wildberries — возврат товара
- Возврат товара без объяснения причин: срок и закон
- Жалобы на Фикс прайс
- Права потребителей: возврат товара 14 дней
- Срок ответа на претензию: защита прав потребителей
- Яндекс маркет — возврат товара
Заключение.
Законом о защите прав потребителей предусмотрена возможность обменять товар в течение 2 недель, если он разонравился или не подходит покупателю. При этом изделие не должно быть в использовании.
Важным условием является сохранение товарного вида. Это правило не касается некоторых групп товаров, перечисленных в специальном перечне.
По истечении 2 недель потребитель может обменять товар только в случае, если обнаружит в нем дефект, который не позволяет им пользоваться, снижает эксплуатационные характеристики.
Если продавец отказывается выполнить требования покупателя, то последний может обратиться в Роспотребнадзор или суд.