Неустойка по закону о защите прав потребителей.

Неустойка по закону, опираясь на закон о правах потребителя, взимается с контрагентов покупателей, пользователей услуг. Эта мера наказания за допущенные нарушения в сфере производства, импорта, обслуживания или дилерских услуг. Чаще всего неустойки взыскиваются в связи с невыполнением обязательств, срыв сроков по договору. Их размер по закону от 0,5 до 3% цены за товар, выполненную работу или т.п., но отдельным договором могут быть и иные штрафы.
взыскать неустойку

Неустойка по закону, опираясь на закон о правах потребителя, взимается с контрагентов покупателей, пользователей услуг. Эта мера наказания за допущенные нарушения в сфере производства, импорта, обслуживания или дилерских услуг. Чаще всего неустойки взыскиваются в связи с невыполнением обязательств, срыв сроков по договору. Их размер по закону от 0,5 до 3% цены за товар, выполненную работу или т.п., но отдельным договором могут быть и иные штрафы.

Законодательная основа.

Федеральный закон предусматривает взимание неустойки, согласно следующим нормативным актам:

  • ЗоЗПП № 2300-1.
  • ФЗ № 51 от 30.11.94. (ГК РФ).
  • Положения, действующие в разных сферах, предусматривающих ответственность лица за несоблюдение договорных отношений или закона.

Виды неустоек: что говорит закон

На основании гражданско-правовых отношений неустойки бывают следующих видов:

  • Исключительные. С нарушителя взимается только размер неустойки.
  • Зачетные. Убытки взыскиваются только с части, не покрытой неустойкой. Но в договоре обычно не прописываются соотношения «убыток» – «неустойка».
  • Альтернативные. В договоре прописывают вариант взыскания только одного вида – либо покрытие убытков, либо неустойку.
  • Штрафные. Здесь при невыполнении обязательств с нарушителя взыскивают «по полной», требуется компенсировать и убытки и выплатить неустойку.

По ст. 330 ГК РФ неустойки взыскивают либо на основании закона, либо по договорным обязательствам.

Во втором случае стороны заранее составляют соглашение, в котором прописывают все нюансы компенсации.

Какие размеры выплат предусмотрены.

Минимальный процент неустойки по закону прописан в нормативно-правовых актах и зависит от сферы деятельности предоставляющего услуги, продающего.

По ЗоЗПП № 2300-1 предусмотрено:

  • При срыве сроков передачи уже оплаченного товара – 0,5%.
  • Неудовлетворение требований потребителя, если он купил плохой товар – 1%.
  • Невыполнение обязательств, затягивание сроков по услугам, работам – 3%.

При подписании договора стороны могут установить свои расценки, но они не могут быть ниже цифры, предусмотренной по закону.

Верхний порог неустойки может быть в размере цены за товар или услугу, либо стороны договариваются о своих размерах штрафных санкций.

Как правильно рассчитать сумму.

Неустойка за просрочку по закону рассчитывается по следующей формуле: СД*СП*ПП. Где:

  • ПП – период (дни) просрочки.
  • СД – сумма, прописанная в договоре, часть ее, все зависит от вида неустойки, предусмотренной законом.
  • СП – ставка в процентном отношении (от 0,5 до 3%).

Пример: сумма покупки – 20 тыс. руб., продавец обязан доставить товар в течение 7 дней с момента поступления денег на счет.

В указанный день товар не прибыл, срок задержки составил 10 дней. Процентная ставка по такому случаю – 1% в сутки от суммы договора. Согласно расчетам сумма неустойки составляет 2 тыс. руб.

Важно! Если в договоре не оговорена заранее процентная ставка по неустойке, но указано, что ее расчет ведется согласно закону РФ, то берется ключевая ставка  ЦБ РФ. Она заменяет позицию в СП в формуле расчета.

Как взыскать неустойку.

Если договориться не удалось, исполнитель по доброй воле не исполняет условия договора, то по факту составляется претензия.

В ней отражается:

  1. Адрес организации, наименование организации, с кем был заключен договор.
  2. ФИО ответственного лица, телефоны и иные контактные данные.
  3. Полное описание ситуации. Необходимо коротко, четко изложить ситуацию. Перечислить законы, нормативные акты, которые имеют отношение к данной проблеме. Подробно изложить условия договора.
  4. Какие требования предъявляются к неисполневшему обязанности.
  5. Дата, подпись.

Документ составляется в 2-х экземплярах. Один оставляют у оппонента, на своем экземпляре ставят отметку, что должник ознакомлен с претензией, какого числа был передан ему экземпляр.

Если личное посещение невозможно, претензия отправляется заказным письмом с уведомлением, на котором проставляется дата вручения письма.

Когда ставка по неустойке может быть снижена.

В судебном порядке и на основании ст. 333 ГК РФ, ставка может быть понижена, если:

  • Процентная ставка по договору была необоснованно завышена и величина неустойки очень большая.
  • Неустойка вышла больше, чем убытки, которые понес потерпевший.
  • Основную сумму долга исполнитель вернул.

В исключительных случаях суд может понизить процент, если должник обанкротился, кредитор недобросовестный или материальное положение ответчика плохое, у него на иждивении находятся дети, инвалиды, престарелые.

Важно! Если по условиям договора сумма неустойки в случае неисполнения обязательств сильно занижена, то по п. 1 ст. 16 ЗоЗПП ее можно признать недействительной.

Т.к права потребителя не могут быть ущемлены и условия сделки не могут противоречить основному законодательству.

Сроки и ответственность.

По ст. 321 ГК РФ если сроки не установлены в договоре, то ответчик должен ответить и исполнить требования претензии в течение недели со дня получения бумаги.

В случае, если решение не найдено, сумма не возвращена и вопрос остается открытым, можно подать в суд. Плюсом к неустойке вносят издержки на юридические услуги.

Заключение.

Неустойка при невыполнении договорных обязательств – это штрафные санкции для того, кто не исполняет свою работу честно. Функция неустойки двояка – с ее помощью можно предупредить исполнителя, при составлении претензии, как правило, спор решается еще до суда.

Защитная функция неустойки проявляется при ее взыскании. Она защищает права потребителя, дает возможность не понести убытки, вернуть плохую вещь или деньги по не исполненным обязательствам.

Но, согласно практике, решение вопроса по взысканию неустойки в 90% случаев проходит в судебном порядке. Потребителю приходится составлять претензию, подавать в суд, чтобы вернуть вещь ненадлежащего качества или затраченные средства.

Неустойка — как взыскать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: