Ненадлежащая реклама

ФЗ № 108 от 18.07.95 г. не дает четкого определения ненадлежащей рекламе или добросовестной\недобросовестной конкуренции. Предусматривается, что каждый участник рынка будет действовать, опираясь на принципы порядочности и здравого смысла. В законе о ненадлежащей рекламе перечисляются лишь виды, признаки рекламы, которая не соответствует требованиям.
виды ненадлежащей рекламы

Реклама позиционируется как двигатель торговли, услуг и выпускается рекламодателем с целью донести до потребителя информацию о его деятельности. Здоровая конкуренция не обходится без рекламы, в рамках законодательства она предусмотрена и является неотъемлемой частью деятельности любой организации или частного лица. Но законом также предусмотрена и ответственность за ненадлежащую рекламу.

Общие положения

Нормативная база, регулирующая рекламу и конкуренцию, имеет много общего. Объясняется это тем, что у любого бизнес-процесса есть идентичная цель, предприятия\частное лицо\ИП работают на благо развития рынка, объединяют меж собой экономическое пространство и совершенствуют его.

Фактически реклама не существует без здоровой конкуренции и наоборот, это два процесса, взаимодополняющие друг друга.

Ненадлежащая реклама – это недобросовестная конкуренция, направленная на принижение достоинств оппонента или чрезмерное расхваливание собственной продукции, действие не в рамках закона.

Важно! ФЗ № 108 от 18.07.95 г. не дает четкого определения ненадлежащей рекламе или добросовестной\недобросовестной конкуренции.

Предусматривается, что каждый участник рынка будет действовать, опираясь на принципы порядочности и здравого смысла.

В законе о ненадлежащей рекламе перечисляются лишь виды, признаки рекламы, которая не соответствует требованиям.

Какая бывает ненадлежащая реклама

Фактически это определение относится к любому рекламному продукту или деятельности, которые идут в разрез с законом, здравым смыслом или порядочностью по отношению к конкурентам или потребителям.

Виды ненадлежащей рекламы:

  1. Скрытая.
  2. Некорректная.
  3. Запрещенная.
  4. Содержащая ложь.

В ст. 5 ФЗ № 108 «О рекламе» рассматривают три большие группы рекламы, которые не могут существовать в бизнес-процессе по закону.

Недостоверная.

Фактически это ненадлежащая реклама (введение в заблуждение),  примером которой могут стать утверждения «мы лучшие, чем…», при этом указывать на конкретную торговую марку или производителя.

По закону такое действие может быть, но завуалированное и не показывающее марку продукта.

Неточности, откровенная ложь в составе продукта, сроках годности\службы, условиях приготовления или применения и пр., также рассматривается как реклама, не отвечающая правилам.

К примеру: нельзя утверждать, что безалкогольное пиво совсем не содержит спирта, фактически в нем есть 0,5% алкоголя.

Усиленная реклама с призывом прийти, купить, а при посещении утверждать, что рекламируемый продукт только закончился. Но вместо него можно взять другой.

Это ни только обман покупателя, но и «впаривание» продукции, которая, чаще не пользуется спросом или ее нужно сбыть.

В рекламе нельзя указывать цены, которые недействительны на данный момент времени. Клише «рекомендованная цена», а также утверждение, что «подорожало», является обманом.

Под любыми «гарантиями», утверждениями «проверено специалистами» и т.п. должны стоять документы, подтверждающие слова.

какую рекламу нельзя использовать в бизнесе

Нельзя считать исследованием видео\фото испачканных футболок, кастрюль, которые отмываются двумя разными средствами.

Также нельзя использовать авторское право или высказывания публичных людей без их на то согласие. Не допускается в рекламе утверждения, приписываемыми известным людям, если они действительно не выступают с рекламной целью.

Неэтичная.

О ней подробно сказано в ст. 8 ФЗ № 108, это вид рекламы, которая может оскорбить чувства потребителя, она содержит ненадлежащие образы, слова, фото\видео.

Такие судебные дела довольно сложны, т.к. для одного человека могут быть естественными или нейтральными, а для другого – затрагивать его веру, расу, политические и иные убеждения.

К примеру: нельзя делать рекламный ролик\плакат с объектами культурного наследия и рекламируемым алкогольным продуктом, который распивают граждане.

Недобросовестная.

Ее признаки описаны в ст. 5 ФЗ «О рекламе», речь идет о любой продукции или услуге, при рекламировании которых есть прямое злоупотребление доверием граждан, а также указывающая на неосведомленность рекламодателя в данном вопросе.

Недопустимо порицать, возвышаться над аналогичной продукцией у конкурента, даже в завуалированной форме. Некорректно высказываться о деловой репутации, порочить честь и достоинство.

Также недопустимо вводить изображение продукта в тех местах, которые не соответствуют любым принципам морали. К примеру: алкоголь, эротика в детских мультфильмах.

Какую ответственность несет недобросовестный рекламщик

Если в суде не удалось доказать отсутствие вины, рекламодатель будет нести ответственность за свои действия.

Он отвечает за:

  1. Оформление плакатов, баннеров, листовок, видеороликов и т.п.
  2. Содержание рекламного продукта.
  3. Подготовку рекламы «с нуля».

В зависимости от степени вины, недобросовестному рекламодателю могут вменить:

  • Штраф по ст. 14.3 КоАП.
  • Наказание по УК (ст. 182), если действия повлекли за собой ущерб конкурента или иные тяжелые последствия, связанные с жизнью или здоровьем потребителей.
  • По ГК РФ, если пострадавший заявит о моральном вреде, убытках, упущенной выгоде и пр.

В качестве восстановительных действий недобросовестному рекламодателю могут вменить не только выплату денежных средств потерпевшему, но и запуск контррекламы, которая должна опровергнуть сказанные ранее факты.

На что Вы жалуетесь как потребитель?
Нарушение сроков годности
0%
Ценник не соответствует пробитому на кассе
22.22%
Бракованный товар
11.11%
Некачественная услуга
22.22%
Не обслуживают без маски
44.44%
Проголосовало: 18

Заключение

Между правильной и ненадлежащей рекламой существует очень тонкая грань, перейти которую рекламодателю, не имеющему представление о законе, очень легко.

Поэтому, прежде чем выпускать рекламу следует тщательно проштудировать пункты, которые могут быть восприняты недостоверными и изучить вопрос о качественной, конкурентноспособной рекламе.

В противном случае можно получить запрет на ее трансляцию либо попасть под судебный процесс, который инициирует потерпевший.  

Кто нарушает закон о рекламе
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: