Закон о защите прав потребителей защищает права покупателей. В нем оговаривается, что непродовольственные товары могут быть возвращены продавцу, если не подошли или разонравились. Но это касается не всех продаваемых вещей. Ювелирные изделия подлежат возврату лишь в определенных ситуациях. Процедура имеет свои особенности, так как они входят в особую группу непродовольственных товаров.
Правила оформления возврата украшений.
В Законе № 2300-1 от 07.02.1992 указывается, что покупатель может вернуть или заменить качественные непродовольственные товары в течение 2 недель, если они ему не подошли по цвету, фасону, размеру и пр.
Постановлением № 55 от 19.01.1998 утвержден список изделий, на которые не действует данное правило.
Обмен и возврат ювелирных украшений возможен только в случае, если они имеют заводской брак или дефект, о котором не упомянул продавец.
Среди наиболее популярных причин возврата называют:
- сколы и царапины;
- слабое крепление звеньев цепочки;
- плохо работающие замки;
- указанная проба не соответствует реальной и пр.
Правила продажи ювелирных изделий.
Постановлением № 55 регулируются правила продажи ювелирных изделий.
В нормативно-правовом акте указывается следующее:
- Продавец должен иметь соответствующие сертификаты на продукцию.
- На изделиях из драгоценных металлов должна наноситься проба (за исключением товаров, которые весят менее 3 г).
- В кассовом или товарном чеке должна содержаться подробная информация о продукции, в том числе вид металла, драгоценного камня и пр.
- По желанию покупателя продавец должен взвесить товар в его присутствии.
- Ювелирные изделия должны иметь бирку или другие сопроводительные документы, где указываются подробные сведения о них.
- Покупателю необходимо предоставить информацию о виде металла, способе обработки, весе, изготовителе и др.
На вопрос, подлежат ли возврату ювелирные изделия, ответ содержится в ст. 18 Закона № 2300-1.
При нахождении видимого брака в течение 14 дней покупатель может обратиться к продавцу со следующими требованиями:
- Уменьшить стоимость товара соразмерно выявленным дефектам.
- Аннулировать договор купли-продажи и вернуть денежные средства.
- Требовать компенсации за расходы по устранению недостатка.
- Обменять товар на аналогичный надлежащего качества.
Срок возврата.
Срок возврата составляет 6 месяцев в том случае, если изделие имеет скрытые дефекты, которые обнаружились в процессе эксплуатации.
В соответствии со ст. 21 Закона № 2300-1 продавец обязан заменить изделие на новое в течение 7 дней после получения требования от покупателя.
Исключение составляют ситуации, когда требуется проведение дополнительных экспертиз для подтверждения недостатка. В таком случае срок может быть продлен до 20 дней.
Если на момент предъявления претензии аналогичный товар отсутствует, то продавец обязуется в течение месяца предоставить новое изделие.
При замене ценных вещей действуют следующие правила расчета:
- Если предоставляется товар с такими же характеристиками, как и возвращаемый, перерасчет не делается.
- В случае, когда стоимость нового изделия выше, покупатель должен доплатить разницу.
- Если цена ниже, чем возвращаемый товар, то продавец выплачивает потребителю неиспользованную сумму.
- В ситуации, когда договор купли-продажи расторгается, денежные средства должны быть возвращены покупателю в течение 10 дней.
Как вернуть ювелирное изделие.
Для того, чтобы вернуть ювелирное изделие в магазин, покупатель должен оформить письменную претензию, в которой указывается:
- информация о времени и месте совершенной покупки;
- выявленный дефект;
- требования (возврат или обмен).
В некоторых случаях может понадобиться проведение экспертизы для того, чтобы подтвердить наличие недостатка. Если покупатель прав, то стоимость процедуры оплачивается продавцом.
В соответствии с законодательными актами изделие можно вернуть в течение гарантийного срока. Он устанавливается производителем или продавцом.
Обычно он не превышает 1 года, но в некоторых случаях может быть продлен.
Причины отказа продавца заменить украшения.
Возврат ювелирных изделий закон допускает только в определенных ситуациях. Поэтому нередко встречается, что продавец отказывается принимать обратно товар или обменивать его на другой.
Это возможно при наличии следующих обстоятельств:
- истек гарантийный срок;
- недостаток появился в результате неосторожной эксплуатации, по вине потребителя;
- с момента покупки прошло больше 14 дней.
Во всех других ситуациях покупатель может вернуть или обменять ювелирное изделие, но только при обнаружении скрытого или явного дефекта.
Подать иск в суд на ювелирный магазин.
Если продавец отказывается принимать товар и возвращать средства, покупатель может обратиться в суд.
Должностное лицо примет иск только при наличии доказательств попыток досудебного урегулирования конфликта.
В исковом заявлении необходимо указать следующую информацию:
- сведения о продавце и покупателе;
- данные о дате и времени покупки;
- выявленные дефекты;
- требования к продавцу;
- список приложений.
При подаче исков, связанных со спорами о правах потребителей, госпошлина не оплачивается.
К заявлению необходимо приложить копии кассового или товарного чека, результаты проведенной экспертизы и пр.
Если судья вынесет решение в пользу истца, то судебные расходы могут быть взысканы с ответчика.
- Возврат денег на карту при возврате товара.
- Гарантийный срок на обувь: по закону, как вернуть.
- Возврат бракованного товара: закон о защите прав потребителя.
- Можно ли вернуть лекарство в аптеку.
- Возврат дивана: как составить претензию и вернуть деньги.
- Возврат матраса в магазин: закон.
Заключение.
Перед покупкой ювелирных изделий следует внимательно их рассмотреть на наличие явных или скрытых дефектов. Их относят к группе товаров, которые нельзя вернуть или обменять в течение 2 недель без веских оснований.
Если дефект был незаметен при покупке, а выявился в результате использования изделия, покупатель может обратиться к продавцу в течение гарантийного срока.
Для подтверждения заводского брака часто требуется проведение специальной экспертизы, в результате чего срок возврата или обмена продляется.
Если продавец отказывается вернуть деньги и взять товар обратно, покупатель может обратиться в суд.