В соответствии с законодательными актами гражданин может вернуть покупку в течение определенного срока. Для этого необходимо обратиться в магазин и предоставить необходимые документы. У многих покупателей возникает вопрос, нужен ли паспорт при возврате товара, так как большинство продавцов требуют документ, удостоверяющий личность.
Основания для возврата.
В соответствии с Законом № 2300-1 от 07.02.1992 покупатель имеет право вернуть качественный товар в течение 14 дней, если он не подошел ему по цвету, размеру, фасону или другим параметрам.
При этом важно, чтобы были соблюдены следующие условия:
- Изделие не было в употреблении, на нем отсутствуют следы эксплуатации.
- На товаре сохранены пломбы, ярлыки и другие знаки.
- У покупателя сохранен чек, квитанция или другие финансовые документы, подтверждающие покупку.
При отсутствии товарного чека.
В соответствии с законодательством отсутствие чека не является весомой причиной для оформления возврата. Однако, в таком случае понадобится подтверждать факт покупки другими способами.
В некоторых ситуациях потребуется судебное разбирательство, что требует затрат времени и сил. Подтвердить факт покупки могут помочь показания свидетелей, фото и видео материалы.
Какие товары нельзя вернуть в магазин.
Некоторые категории товаров надлежащего качества нельзя вернуть. Их список утвержден законодательным актом. Сюда относятся технически сложные изделия, нижнее белье и др. Такие товары можно вернуть только при обнаружении у них брака.
Их можно отдать обратно в магазин и потребовать возврата денег только в установленный гарантийный срок. Его продавцы или производители прописывают в технической документации, прилагаемой к товару.
Если гарантия не указана, то по закону о правах потребителей она составляет 12 месяцев.
Если покупатель возвращает некачественное изделие, то он может требовать:
- полного возврата средств;
- обмена на такой же товар;
- замену на другое изделие с пересчетом цены в большую или меньшую сторону;
- устранение дефектов за счет продавца.
Если аналогичного товара нет в продаже, то магазин должен предоставить его в разумные сроки или вернуть денежные средства.
Как осуществляется возврат.
Для возврата товара в установленные законодательством сроки покупатель должен написать заявление в произвольной форме. Кроме того, нередко магазин требует паспорт при возврате товара.
В Законе № 2300-1 не указывается, что обязательно наличие документа, удостоверяющего личность.
Но помимо этого нормативно-правового акта юридические лица руководствуются следующими:
- Методические рекомендации, утвержденные Роскомторгом;
- Указание Банка России № 3210-У от 11.03.2014 о порядке проведения кассовых операций.
Паспорт при возврате товара закон требует для идентификации личности. В Методических рекомендациях, которые регулируют порядок процедуры, указывается, что возврат осуществляется на основании письменного заявления покупателя. Оно может быть написано в произвольной форме или по образцу, утвержденном в определенном магазине.
После получения изделия обратно, продавец возвращает покупателю денежные средства. Об этом составляет акт приема (накладная) в двух экземплярах. Один из них передается клиенту, другой остается у продавца.
Денежные средства выдаются наличными или возвращаются на счет клиента магазина, в зависимости от способа оплаты. При этом кассир должен провести идентификацию личности гражданина, для чего и требуется паспорт.
Таким образом, документ необходим для того, чтобы вернуть денежные средства. Возврат товара без паспорта не осуществляется из-за того, что требуется установить личность гражданина. При этом сотрудник магазина не должен делать копий документа.
На территории Российской Федерации для удостоверения личности используется паспорт, военный билет, временное удостоверение личности, свидетельство о присвоении статуса беженца.
ИНН, водительские права, СНИЛС, студенческий билет не являются документами, которые могут заменить паспорт.
Удостоверение личности может не понадобиться, если покупатель вернулся в магазин с товаром для возврата до закрытия кассовой смены. В таком случае процедура максимально упрощена.
Кассир должен будет оформить акт по специально утвержденной форме и внести соответствующую запись в журнал. Сотруднику магазина не требуются реквизиты паспорта.
При этом отдать наличные средства он должен только гражданину, который вносил их. Соответственно, кассир должен проверить личность покупателя.
После закрытия кассового дня.
При возврате средств после закрытия кассовой смены, продавцу понадобится оформить документацию, согласно Методическим рекомендациям.
Это не только накладная, но и расходный кассовый ордер. Для выдачи денежных средств необходим документ, удостоверяющий личность.
Встречается, что покупатель не может самостоятельно посетить магазин для оформления возврата. Если он передает товар через доверенное лицо, то требуется доверенность на выполнение таких действий. Гражданин должен будет предъявить как документ, удостоверяющий его полномочия, так и паспорт.
При этом, если покупка оплачивалась безналичным способом, то денежные средства будут возвращены на тот счет, с которого они были списаны.
Для этого может понадобиться наличие карты и телефон для подтверждения операции с помощью смс-оповещения.
- Возврат денег на карту при возврате товара.
- Гарантийный срок на обувь: по закону, как вернуть.
- Возврат бракованного товара: закон о защите прав потребителя.
Заключение.
Клиент магазина может вернуть качественный товар в течение 14 дней после приобретения. Некоторые продавцы продляют этот срок. Для того, чтобы оформить возврат, покупателю понадобится предъявить чек, подтверждающий покупку, и написать заявление.
Продавцы требуют паспорт для идентификации личности гражданина. Денежные средства должны быть выданы непосредственно тому, кто осуществлял покупку.
При оформлении возврата не требуется копий документа или внесения реквизитов в какие-либо бумаги. Паспорт необходим только для того, чтобы продавец мог идентифицировать личность покупателя.