Обмен без чека.

При покупке товара всегда выдается чек, он является гарантом того, что в течение 14 дней по закону, покупатель может вернуть или обменять покупку. Но если чек был потерян, правомочно ли требовать от продавца обмен без чека? И возможно ли это действие в принципе – рассмотрим этот момент с юридической стороны.

При покупке товара всегда выдается чек, он является гарантом того, что в течение 14 дней по закону, покупатель может вернуть или обменять покупку. Но если чек был потерян, правомочно ли требовать от продавца обмен без чека? И возможно ли это действие в принципе – рассмотрим этот момент с юридической стороны.

Чек потерян: что делать?

Почти в 95% случаев потребитель старается сохранить чек и упаковку «на всякий случай», если вдруг придется возвращать покупку назад.

Чек служит подтверждением договорных отношений и гарантом, что обмен пройдет без проблем.

Важно! По ст. 18 ч. 5 Закона № 2300-1 от 07.02.1992г. товар можно возвращать (обменивать) без чека. Те же нормы прописаны и в ст. 493 ГК РФ.

Поэтому отказать потребителю в обмене продавец не имеет права.
Если чек потерян достаточно иметь свидетельские показания, которые подтверждают факт приобретения товара.

Все, что куплено через Интернет и при оплате банковской картой, при помощи электронного кошелька, терминала, чеков не имеют.

Но подтверждение можно запросить выпиской с банковского счета, историей платежей.

Варианты простого обмена товара без чека.

В Законе «О защите прав потребителей» (ЗПП) сказано, что обмен товара без чека проходит идентично привычному действию с наличием упаковки и чека.

Новый товар без брака.

Качественную вещь можно обменять, если:

  • ей не пользовались;
  • не прошло 14 дней;
  • есть свидетели (в т.ч. запись с камер видеонаблюдения), что товар приобретался именно в этой торговой точке;
  • товарный вид (упаковка, пломбы и пр.) сохранились;
  • в наличии гарантийный талон (техника) с печатью магазина и подписью продавца.

По сути, обменивается совершенно новая вещь, которую «подержали» и передумав, решили обменять.

Но, по закону также допускается потеря упаковки и изнашивание деталей, быстро приходящих в негодность.

Если есть претензии к товару после покупки.

Товар, не отвечающий заявленному качеству может быть возвращен (обменян) в течение срока гарантии. Обмен без чека возможен как до, так и после окончания 14-ти дней.

Если изделие технически сложное, для него существуют свои, прописанные в законе, правила.

Наличие незначительных дефектов позволяет покупателю обратиться с претензией не позже 15 дней с момента покупки. Если неисправности серьезные, то только по гарантии.

Что не подлежит обмену.

Обмен товара без чека по Закону невозможен, если:

  • Претензий по качеству, сроку годности нет;
  • Покупатель расплатился наличкой, а чек потерял (выбросил);
  • Не сохранились записи видеокамер, нет свидетелей;
  • Качество товара пострадало из-за действия самого покупателя или иных лиц (дети вылили кефир на телефон);
  • Товар входит в список (перечень от 19.01.1998 г. № 55) продукции, не подлежащей обмену (возврату);
  • Срок в 15 дней, установленный для высокотехнологичной техники, прошел.

Также в 99% случаев в магазине откажут обменять вещь, если дефект незначительный и не препятствует ее эксплуатации.

К примеру, спустя 15 дней покупатель нашел на крышке ноутбука царапину, трещину.

Инструкция по обмену товара без чека.

До того, как нести товар в магазин на обмен, нужно подготовить доказательства, что товар действительно был приобретен в нем.

Нет чека? Нужно подтвердить факт купли-продажи иным способом, а затем писать претензионное письмо или мирно решить вопрос об обмене на аналогичный (или другой) товар.

Доказательства факта покупки.

Предоставить гарантийный талон с печатью магазина, подписью продавца или отметкой в техпаспорте.

Если товар оплачивался банковской картой нужно взять счет-выписку, где указывается дата снятия денег со счета и куда направлен платеж.

Показания свидетелей, ими могут быть и родственники и работники магазина. Если торговая точка оснащена камерами, то запись видеонаблюдения может стать доказательством покупки.

Претензия на товар.

Если вопрос с обменом не решается добровольно, то потребитель вправе написать на имя руководителя претензию.

В ней указывается:

  • Дата покупки, ФИО продавца.
  • Данные покупателя (ФИО, адрес, телефон).
  • Список доказательств (все, что есть).
  • Описание товара, сумма.
  • Просьба обменять (вернуть деньги) за товар.

Документ заверяется подписью заявителя, ставится дата. Ответить ему руководитель торговой точки должен в течение 3-45 дней, все зависит от вида требования.

Если нужна экспертиза качества, то ее заказывает продавец.

Оформление обмена.

Если продавец идет покупателю навстречу и готов обменять товар сразу, оформляется возврат. Акт приема-передачи составляется в двух экземплярах.

Обязательно пишется заявление на возврат денег, они выдаются по расходному ордеру или перечисляются на карту.

В случае, если товар меняется на другой, сразу оформляют новую сделку по купле-продаже.

Если претензия не удовлетворена: подача жалобы.

При отсутствии чека и иных обстоятельств продавец может не удовлетворить просьбу потребителя и отказать в обмене.

Тогда нужно жаловаться в вышестоящие инстанции.

В Роспотребнадзор.

Обращаются письменно, заказным письмом через почту, при личном посещении организации или через сайт ведомства.

При составлении жалобы на торговую точку (владельца) указывают собственные данные, ФИО продавца, прилагают результат претензии, ставят дату, подпись.

Предоставляются документы в виде гарантийного талона, свидетельских показаний и пр.

В Роспотребнадзоре должны зарегистрировать жалобу в 3 дня, за 30 дней проводится проверка и дается ответ заявителю.

Иск на магазин суд.

Если вещь приобретена дорогая, а обмен (возврат) провести мирным путем и даже с привлечением Роспотребнадзора не удалось, придется подавать в суд.

Так можно не только вернуть средства, но и получить неустойку, компенсацию морального вреда. Также на несговорчивого продавца будет наложен штраф.

Важно! При сумме иска до 50 тыс. руб. дело рассматривается в мировом суде. Если претензия «стоит» больше указанной суммы – обращаться нужно в городской, районный суд.

Территориальная подсудность определяется исходя из адреса потребителя или по его личному выбору. Споры в судах рассматриваются в течение 1-2 месяцев.

Заключение.

Обменять товар без чека возможно, если знать нюансы законодательства и уметь ими апеллировать.

Главное учитывать, что не всегда покупатель оказывается прав и он должен знать, когда, в его случае, не действует право возврата\обмена товара в 14 дней.

Если же закон на стороне потребителя – нужно смело обращаться в магазин, требовать обмена или, при несогласии продавца, не бояться писать заявление в вышестоящие инстанции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: