Навязывание услуг: статья гк, закон о защите прав потребителя.

Навязывание услуг или товаров потребителю является прямым нарушением российского законодательства. В повседневной жизни каждый, так или иначе, сталкивался с предложениями ненужных услуг, особенно в сферах кредитования и страхования. Даже банальная покупка телефона и sim карты не обходится без навязывания различных аксессуаров, установки программ или подключения дополнительных опций.
что делать когда навязывают услуги

Навязывание услуг или товаров потребителю является прямым нарушением российского законодательства. В повседневной жизни каждый, так или иначе, сталкивался с предложениями ненужных услуг, особенно в сферах кредитования и страхования.  Даже банальная покупка телефона и sim карты не обходится без навязывания различных аксессуаров, установки программ или подключения дополнительных опций. Рассмотрим подробнее, что грозит недобросовестным продавцам и как защитить свои потребительские права, в случае их нарушения.

Законодательная база о навязывании услуг.

Отношения между продавцом и покупателем основываются на Законе «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г.

Навязывание услуг статья 16 данной правовой нормы трактует как принуждение потребителя к приобретению ненужного ему сервиса.

Исходя из нее, следует, что условия договора, каким-либо образом ущемляющие права покупателя, приносящие ему убытки, являются недействительными.

Потребитель вправе приобрести исключительно тот товар или услугу, за которой он обратился.

Продавец не может обуславливать покупку нужной вещи или предоставление услуги, приобретением дополнительного сервиса, который абсолютно не нужен покупателю.

Более того, продавец не вправе их предоставлять потребителю без его прямого согласия.

Так, если после совершения оплаты за новый телефон, покупатель обнаружит в чеке, что якобы бесплатные аксессуары на самом деле обошлись ему в немаленькую сумму, он вправе от них отказаться.

Ответственность за нарушение потребительских прав.

Если продавец включил в договор условия, которые каким-либо образом ущемляют потребительские права, недобросовестные продавцы привлекаются по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ:

  • должностным лицам вменяется штраф от 1000 до 2000 рублей;
  •  санкция для юрлиц значительно больше   — 50 000 рублей.

При этом согласно п. 1 указанной статьи, если покупатель понес убытки из-за навязанных ему товаров, они будут ему возмещены продавцом (исполнителем или изготовителем).

Если услуги (товары) были предоставлены за плату, но без согласия потребителя, он вправе от них отказаться и потребовать возвращения уплаченной суммы.

Согласно п. 3 ст.14.8 КоАП РФ, допуслуги, а также сервис, предоставляющийся за плату, возможны только после получения согласия в письменной форме.

Как предотвратить ненужную услугу.

Навязывание дополнительных услуг происходит практически на каждом шагу.

Чтобы уберечься от ненужного сервиса, важно знать свои потребительские права.

К ним относятся:

  • свободный выбор представленных на рынке товаров и услуг;
  • отсутствие принуждения от исполнителя(продавца);
  • получение полной и достоверно информации о товаре  (услуге);
  • возможность возмещения стоимости навязанной ненужной услуги.

Для того чтобы избежать неприятных сюрпризов нужно придерживаться следующих правил:

  • перед заключением договора подпись ставить только после его внимательного прочтения, особенно это касается положений, прописанных мелким шрифтом;
  • попросить продавца подробно рассказать обо всех условиях приобретения товара (получения услуги). При наличии дополнительного сервиса, который не нужен, следует узнать, как от него отказаться.

В том случае, если у потребителя возникли разногласия с продавцом из-за навязанной услуги, можно попытаться урегулировать их через руководителя организации, ссылаясь на нормы Закона «О защите прав потребителей».

При отсутствии положительного решения, можно направить письменную претензию.

Причем документ составляется в двух копиях. Один из них с подписью продавца нужно оставить у себя, а другой отдать.

Как защитить свои права если навязывают услугу.

В том случае, если претензии оказалось недостаточно, потребитель может отстоять свои интересы другими способами.

В частности, он вправе обратиться в уполномоченные организации, которые проверят наличие нарушения закона со стороны продавца.

Роспотребнадзор.

Покупатель, который считает, что его права были нарушены, вправе направить письменное обращение в Роспоребнадзор, приложив доказательства незаконных действий продавца (исполнителя).

Если сотрудники Роспотребнадзора в ходе проверки обнаружат, что права потребителя не были соблюдены, они выдадут предписание с требованием устранить нарушений.

Прокуратура.

Также заявление может быть подано в прокуратуру. Оно, как и претензия пишется в свободной форме. При этом покупатель изложить, какие его права были нарушены продавцом, а также приложить доказательства. Ссылка на нормативно-правовые акты не обязательно, но лучше, чтобы она была.

ФАС.

Антимонопольная служба – это еще одна организация, куда может обратиться покупатель.  В нее целесообразно обращаться, если ненужная услуга была оказана в кредитно-финансовой сфере.

Суд.

Обратиться в суд можно непосредственно после того, как истек срок выполнения требований, указанных в претензии. Для этого составляется исковое требование.

В нем излагается суть навязанной услуги,  а также указываются сведения о попытке  досудебного урегулирования спора посредством направления претензии.

Кроме того, прилагаются доказательства, например чеки, договор и тп.

К слову, истец может предъявить дополнительные требования к ответчику, касающиеся компенсации морального вреда, а также юридических услуг, если для составления иска он обращался к профессионалам.

Следует помнить, и то, что исковое заявление по таким делам облагается госпошлиной.

 В том случае, если окажется, что сделка между продавцом и потребителем была оказана под давлением или вследствие обмана, то она может быть признана судом недействительной в силу ст. 179 ГК РФ.

Также сделку можно признать недействительной, если она была совершена под влиянием заблуждения. Но этот аргумент придется доказать.

Заключение.

Навязывание услуги закон расценивает как нарушение.

Чтобы уберечь себя от ненужного сервиса, следует внимательно читать документы, перед подписанием.

Если неприятность все же случилась, можно обратиться за помощью в компетентные органы или в суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Покупатель прав
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: