С конца сентября 2020 года в РФ введены новые правила проверки всех приборов учета, в том числе изменился межповерочный интервал счетчиков. Главное отличие от предыдущих правил – обязательная регистрация в электронном формате при начислении платы за коммунальные услуги. Бумажные варианты учета выдаваться будут, но только по требованию или острой необходимости, так в стране постепенно переходят на цифровизацию и электронный учет.
Проверка счетчика о закону.
Любые действия сотрудников, собирающих данные со счетчиков потребителей электроэнергии, опираются на ФЗ РФ № 102 и ФЗ № 261.
В них сказано, что функционировать могут только рабочие счетчики, а показания снятые с неисправных или непроверенных приборов не могут считаться точными. По ним не начисляется сумма к оплате, а берутся усредненные данные.
Проверка счетчика – процедура, согласно которой подтверждается исправность прибора, проводится сравнительный анализ показаний с эталоном.
На основании специальной формулы рассчитывают вероятную погрешность, далее выдается сертификат дающий право эксплуатации электросчетчика дальше или выносится определение по его замене.
Ход проверки:
- Осмотр счетчика, исключение повреждений, срывов пломбы.
- Проверка электроизоляции, плотности соединения контактов.
- Определение погрешностей при помощи прибора.
- Исключение «самохода».
- Устанавливают, насколько электросчетчик чувствительный.
Еще до вызова мастера можно самостоятельно понять, работает ли электросчетчик корректно. Для этого 3 стоватные лампочки параллельно соединяют и подключают к сети, отключаются все электроприборы.
При помощи секундомера фиксируется время оборота диска 5 раз (светодиод делает 10 миганий).
Далее, для подсчетов используют формулу: E = (P * T * A / 3600 — 1) * 100%.
(Р – мощность потребления, Т – время однократного вращения диска, А – передаточное число, Е – погрешность).
Погрешность в работе электросчетчика допускается 2%, если выше – нужно вызывать специалиста и проверять.
Виды и суть проверок.
Предусмотрено несколько видов проверок электросчетчиков, каждая из них отражает определенную суть и делается по индивидуальным правилам.
- Первичная.
Проводится только для нового счетчика, сошедшего с конвейера. Если это импортный вариант, то оценивается возможность его введения в продажу на территории РФ.
Главная задача – понять, полностью ли электросчетчик готов к работе и доля погрешности в выводимых показателях. Полученные значения заносятся в техпаспорт изделия.
- Периодическая.
Проверка проводится вне зависимости от того, был ли прибор в работе или просто лежал на полке магазина. Цель – выявить степень износа механизма.
Если все в порядке, электросчетчик вновь пускают в работу\продажу, если нет, выдается заключение, по которому владелец помещения должен заменить электросчетчик на новый.
- Внеочередная.
Внеплановая проверка, которую часто инициирует ресурсопоставляющая организация.
Также может заказать и собственник помещения, если у него появились сомнения в правильность работы счетчика, были утеряны документы на прибор, срок эксплуатации подходит к концу или его ремонтировали.
Важно! Новый электросчетчик не нуждается в проверке, если он только что куплен в магазине.
В случае, если собственник приобрел его давно, перед установкой специалисты «горэлектросетей» проведут периодическую проверку и дадут заключение о пригодности прибора.
Срок хранения на складе однофазных счетчиков – 2 года, трехфазных до 12 месяцев.
При покупке нужно обратить внимание на дату выпуска, если срок хранения истек собственнику потребуется провести периодическую проверку. Поэтому приобретать нужно «свежий» счетчик.
Проверка между техническими сроками
Межповерочный интервал электросчетчиков (электронных, механических) зависит от типа прибора, но все данные проверки заносят в таблицу.
При осмотре однофазных счетчиков устанавливают сроки проверки – каждые 16 лет точно, за исключением СО-1 (номинальный ток 5 и 10 единиц), его проверяют каждые 8 лет.
Согласно ГОСТ 6570-96, старые счетчики класса 2.5 меняют сразу при истечении межповерочного интервала.
С октября 2000 годаи по текущий 2020 действуют новые стандарты, однофазные приборы проходят проверку по иным правилам:
- СО-Ф663 – проверка раз в 5 лет.
- А100D1B – до 16 лет работы без проверки.
Остальные марки электросчетчиков, как правило, работают 6 лет, именно столько дают гарантию производители на бесперебойную службу прибора.
Трехфазные счетчики требуют частых проверок, в среднем через 4-8 лет, все зависит от модели.
Какой межповерочный интервал для электронных вариантов? Он установлен в 6 лет.

Порядок прохождения проверки: куда обращаться
Собственник жилого помещения может подать заявку только в специализированную метрологическую организацию, имеющую лицензию на данный тип проверок.
Порядок осуществления проверки при съеме электросчетчика:
- Подача заявки собственником на демонтаж в электроснабжающую организацию.
- После того, как специалист снимет электросчетчик нужно отвезти прибор в ЦСМ.
- Мастер проверяет счетчик, составляет проверочный акт.
- Прибор везут в ресурсоснабжающую организацию в абонентский отдел где ставят отметку о прохождении проверки, вводят его в расчетную схему и монтируют на прежнее место.
В случае, если счетчик работает некорректно, его срок годности истек, собственнику предложат заменить прибор на новый.
Важно! В технической документации к прибору специалист обязательно должен внести допсведения о факте проведения межпроверочных работ.
Прилагается сертификат где указывается дата проверки, степень погрешности, есть или нет неполадки в работе.
- Нормы потребления электричества
- Срок исковой давности по ЖКХ
- Долговой ЕПД.
- Потребление на общедомовые нужды.
- Как согласовать перепланировку квартиры.
- Проведение общего собрания многоквартирного дома.
Заключение.
До 01.01. 2021 года проверку даже «просроченных» счетчиков приостановили из-за пандемии.
До того, как вызывать специалиста, нужно узнать, является ли организация аккредитованной, для этого заходят на сайт «Росаккредитации» и сверяются со списком организаций, у которых есть разрешение на метрологические услуги.
Важно! Даже отличный специалист-электрик, не имеющий соответствующего сертификата, не может проверить корректность работы прибора.
Такие сведения не засчитываются, поэтому нужно тщательно выбирать компанию с разрешительными документами, чтобы не стать жертвами мошенников.
Специалист ЦСМ сразу должен внести данные проверки в ФГИС «Аршин», отдавать деньги за услугу можно только тогда, когда придет подтверждение, что система эти сведения внесла в свою базу данных.