Застройщик дает гарантии на соответствие недвижимости строительным нормам и качество возведенного жилья. Они прописываются в договоре долевого участия. Устранение недостатков застройщиком по гарантии выполняется в течение 5 лет после оформления акта приема-передачи. Права дольщиков защищены Гражданским кодексом, Законом № 2200-1 «О защите прав потребителей» и Законом № 214-ФЗ.
Какие гарантии дает застройщик.
Отделка квартиры указывается в ДДУ в разделе «Характеристика объекта».
В соглашение между застройщиком и дольщиком должны вноситься сведения о передаче квартиры, гарантия качества и ответственность компании при обнаружении недостатков.
Будущий собственник должен внимательно изучить договор. Если при приеме квартиры он обнаружит нарушения, то может отказаться от подписания акта приема.
В таком случае составляется документ, где указываются недостатки и сроки их устранения.
Гарантии застройщика закон № 214-ФЗ указывает на различные конструкции.
Встречается, что дефекты проявляются уже после того, как квартира или дом введены в эксплуатацию.
Срок действия гарантий составляет:
- на несущие конструкции, стены, окна, фасад – 5 лет;
- на крышу и межпанельные швы – 10 лет;
- на коммуникационные системы (отопление, канализация,
- мусоропровод и др.) – 3 года.
В договоре может быть прописан другой срок, но он не должен быть меньше указанного в нормативно-правовом акте.
Гарантии не работают в случае, если владелец квартиры самостоятельно заменил систему или ее отдельные элементы (трубы, радиаторы и пр.).
В нормативно-правовом акте указывается, что застройщик несет ответственность за капитальные дефекты.
Полномочия Управляющей компании.
После введения дома в эксплуатацию за сохранность общего имущества отвечает управляющая компания.
В ее полномочия входит:
- контроль над соблюдением правил пользования общего домового имущества;
- установка сантехники и систем коммуникаций;
- устранение дефектов, замена сломанных элементов, если при подписании акта приема-передачи к ним не было претензий;
- предотвращение аварий в системах коммуникации.
Все дефекты, которые не связаны с этими, должен устранять застройщик в гарантийный срок.
Если нарушение невозможно исправить, что девелопер должен компенсировать понесенные расходы или снизить сумму, указанную в ДДУ.
В случае, когда собственник обнаружил недостатки позже оговоренного в договоре срока, ответственность за устранение дефектов полностью возлагается на него.
Претензия застройщику.
Претензия застройщику по гарантии оформляется в письменном виде. Она может быть индивидуальной или коллективной.
К жалобе необходимо приложить документальные свидетельства наличия дефектов (фото, видео, экспертизы, акты специалистов и пр.).
В претензии необходимо указать:
- сведения о строительной компании, которой она адресована;
- информация о заявителе;
- реквизиты заключенного договора;
- выявленные дефекты;
- ссылки на нарушенные законодательные акты и нормы;
- требования к застройщику.
Претензия лично передается представителю девелопера или направляется ценным письмом с уведомлением. В ней указываются все приложения, доказывающие наличие дефектов.
Владелец собственности может предъявлять следующие требования:
- устранение дефектов;
- компенсация расходов, связанных с выявленными недостатками;
- снижение стоимости недвижимости.
Застройщику дается 10 суток для рассмотрения жалобы. В некоторых случаях срок может быть продлен.
Компания должна внимательно изучить претензию и определить, распространяется ли на дефект гарантия или его устранение входит в компетенцию Управляющей компании.
Ответ от застройщика заявитель должен получить в письменном виде. Если в нем указывается, что ответственность лежит на УК, то собственник должен написать заявление в компанию и приложить полученное решение девелопера.
Устранение дефектов.
При согласии застройщика устранить выявленные дефекты, время выполнения работ оговаривается отдельно.
В законодательстве отсутствуют четкие сроки, которые даются компании на исправление нарушений. Решение принимается в индивидуальном порядке.
На срок устранения может влиять сложность работ. В большинстве случаев он составляет до 1 месяца.
Подать иск в суд на застройщика.
В случае, когда гарантия на дом от застройщика сохраняется, а он отказывается устранять дефекты, владелец недвижимости имеет право обратиться в суд.
Помимо требований по устранению нарушений, в иске можно прописать и компенсацию морального вреда (ст. 1101 ГК РФ).
В заявлении рекомендуется указать ссылки на нормативно-правовые акты, которые были нарушены.
Иски, касающиеся защиты прав потребителей, не предусматривают оплаты госпошлины.
При нарушении закона № 2200-1 со стороны застройщика, владелец недвижимости может потребовать оплату неустойки.
Это требование допустимо в случае, когда девелопер не устранил дефекты в течение 45 дней после получения претензии.
Размер пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Для расчета берется стоимость услуг по устранению дефектов.
Если судья примет положительное решение в отношении истца, то ответчик обязан будет оплатить судебные издержки.
- Как получить компенсацию за детский лагерь
- Компенсация за операцию 2022
- Плановая госпитализация без прививки
- РЖД: горячая бесплатная линия для пассажиров.
- Порубочный билет.
- Форма возврата излишне уплаченного налога.
Заключение.
Законодательством предусмотрена ответственность застройщика за качество возведенной им недвижимости. Гарантия на конструкции составляет не менее 5 лет, на коммуникационные системы не менее 3 лет.
По соглашению между застройщиком и дольщиком этот срок может быть продлен, что прописывается в ДДУ. При обнаружении дефектов во время сдачи недвижимости, собственник имеет право отказаться от подписания акта, и дать время девелоперу на исправление.
Если нарушения выявлены позже, но в гарантийный срок, то застройщику направляется письменная претензия.
В случае, когда девелопер отказывается от своих обязательств, владельцы квартир могут подать иск в суд. При этом необходимо предоставить доказательства того, что их права были нарушены.