Маркировка парт по СанПиНу в школе – обязательная процедура, которая призвана обеспечить комфортные условия ученикам и предотвратить нарушение осанки. Последнее может перерасти в серьезные заболевания, например, сколиоз. В статье будет подробно рассказано о нюансах процесса идентификации столов согласно действующим по состоянию на 2020 год нормам и правилам.
Проблема оборудования школ мебелью.
Учебные парты и столы используются несовершеннолетними большую часть времени, проводимого ими в образовательной организации.
Процесс обучения в таком режиме длится с первого по 11 классы. Поэтому подобранная администрацией мебель не должна негативно влиять на работоспособность ребенка, его успеваемость и здоровья.
Так, парта, не соответствующая росту ученика приводит к быстрому утомлению во время уроков, а поза, принимаемая школьником, может спровоцировать хронические заболевания, связанные с нарушением осанки.
Помимо высоты мебели от пола, важно соблюсти иные размерные параметры.
Узкие сиденья не дают должную опору туловищу, а широкие приводят к зажиманию сосуды и нервы в подколенных впадинах.
Таким образом, длительное использование некачественной партой утомляет ребенка и провоцирует развитие серьезных болезней.
Однако поставщики и производители нередко отступают от правил и предлагают ассортимент, которым нельзя оборудовать классы.
Именно поэтому родителям и администрации учреждения так важно знать конкретные нормы и правила. Соблюдать график проветривания в классах.

Принятые на законодательном уровне ГОСТы и СанПиН призваны обеспечить каждое учебное заведение качественными изделиями.
Требования к партам в учебных заведениях и школах.
Данному вопросу посвящен раздел 5 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением ГГСВ РФ от 29.12.10 №189.
В соответствии с п. 5.1 требований каждый ученик, посещающий общеобразовательную организацию, обеспечивается соответствующей мебелью.
Рабочее место оборудуется партой, столом и иными предметами в соответствии с ростом ребенка.
Тип мебели, которая обеспечивает комфортный образовательный процесс для школьника подбирается в зависимости от помещения, где проходят те или иные занятия.
Стоит заметить, что табурет или скамейка не может заменять стулья. Изделия должны соответствовать требованиям экологичности и эргономики.
Пунктом 5.3 СанПиН определено, что основным видом мебели в начальной школе являются парты, оснащенные регулятором наклона рабочей поверхности.
Последний предназначен для регулирования столешницы вовремя занятий по письму и чтению (рекомендованное значение 7-15°).
Размерные параметры и цвет парт в школе по СанПиН прямо зависит от роста учеников.
Сводная таблица представлена ниже:
Номер мебели (ГОСТ 11015-93) | Рост обучающихся, см | Высота столешницы (ГОСТ 11015-93), см | Как маркируется |
I | 100-115 | 46 | Оранжевый |
II | 115-130 | 52 | Фиолетовый |
III | 130-145 | 58 | Желтый |
IV | 145-160 | 64 | Красный |
V | 160-175 | 70 | Зеленый |
VI | > 175 | 76 | Голубой |
Передняя часть сиденья должна заходить за край столешницы на 40 мм у парт за 1-м номером, 5-6 см – II-III номеров, 70-80 мм у мебели за IV номером.
В зависимости от ростовых параметров высота стола от пола устанавливается на уровне 750 мм – при росте от 115-130 см; 850 мм — 130-145 см; 950 мм — 145-160 см.
Согласно п. 5.4 цветовая маркировка групп мебели осуществляется на видимой наружной поверхности в виде полос либо круга.
Столы расставляются в классах по номерам от меньшего к большему по отношению к доске.
Если ребенок имеет проблемы со слухом и (или) зрением, то его размещают в первых рядах.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Также учитывается предрасположенность ребенка к заболеваниям, вызванным сезонными вспышками ОРВИ, гриппа и т. д. Их рассаживают в центре помещения.
Во избежание различных нарушений осанки и проблем со зрением крайние ряды не менее 2-х раз в год меняются местами.
Расстояние между партами по СанПиНу в школе.
Вопрос рассматривается в п. 5.6 СанПиН.
Согласно документу оборудование учебных классов сопряжено с необходимостью соблюдения следующих расстояний:
Проход | Минимальное расстояние, мм |
Ряды из столов на двух детей | 600 |
Проход между наружной стеной и партами | 500 |
Проход от крайних столов до шкафов и внутренней стены | 500 |
Расстояние от мебели, расположенной позади до стены | 700 (1000, если стена внешняя) |
От первых парт до доски | 2400 |
От последних столов до доски | 8600 |
Новые здания школ должны проектироваться с учетом прямоугольной конфигурации классов и кабинетов.
При этом ученические места должны располагаться вдоль окон по левой стороне (естественное освещение).
Требования к кабинетам труда и зонам отдыха.
В соответствии с п. 5.10 СанПиН мастерские должны соответствовать площади из расчета шести метров на рабочее место.
Размещение оборудования и рабочих поверхностей осуществляется в соответствии с требованиями к созданию благоприятных условий для обучения.
Минимальное расстояние между верстаками составляет 0,8 м.
При этом ряды одноместной рабочей мебели должны располагаться друг от друга на расстоянии метра, двухместной – полутора метров.
Столярные, слесарные верстаки устанавливаются с учетом роста школьников и оборудуются подставками, на которые ученик ставит ноги.
Зоны отдыха для учеников начальных классов оборудуются с учетом необходимого для игры пространства.
Вся мебель расставляется по периметру помещения. Спальные комнаты первоклашек, посещающих группу продленного дня, оборудуются одноярусными кроватями (160 x 70 см).
Расстояние спальных мест должно соблюдаться как от наружных стен и отопительных приборов — 60 см и 20 см соответственно, так и между кроватями — 1,1 м, 30 см (между изголовьями).
- СанПин уроки в начальной школе.
- График уборки школы по СанПин.
- СанПин: спортивный зал школы.
- СанПин для школьных столовых 2020.
- Санпин: парты в школе.
- Графики проветривания в школе по санпин.
Заключение.
Таким образом, СанПиН и ГОСТы устанавливают требования к партам и иной мебели, используемой школьниками в процессе обучения.
Выбор правильных изделий и расстояний между ними обеспечивает комфортный учебный процесс и предотвращает негативные последствия для несовершеннолетних в виде нарушения осанки, зрения, слуха и т. п.