При составлении расписания для учеников 1–4 классов руководство школы опирается на нормы СанПин для начальной школы. Учитывается масса аспектов, начиная с нагрузки (умственной, физической), которая допускается для детей до 9-11 лет и заканчивая нормативами часов, которые отводятся для каждого предмета. Соблюдение СанПин необходимо, чтобы облегчить усвоение знаний для школьников и продуктивно дать работать педагогам.
Основные критерии расписания уроков.
Бремя составления по СанПин расписания для начальной школы и старших классов, как правило, закреплено за завучем.
Точкой опоры в правильном распределении часов для учителей и нагрузки для школьников становятся требования нормативных документов.
Критерии уроков:
- Достаточное количество часов по каждому предмету.
- Равномерность распределения нагрузки на учителя.
- Возрастной ценз, максимально допустимая нагрузка для учеников начальной школы.
- Организация дополнительных занятий.
Обязательно учитывают биоритмы детей, в какие часы и дни они более активны, а в какие уроки можно сделать в игровой форме или с послаблениями.
Как правило, сложные уроки, контрольные, новый материал приходятся на середину недели.
Требования к классу и урокам в 2020 — 2021 году.
В 2020-2021 году учебный процесс урегулирован СанПиН 2.4.3648-20(ГГСВ от 29.12.10 № 189).
В классах для малышей должны соблюдаться следующие саннормативы:
- Обязательно стоит умывальник, смонтированный согласно росту учащихся с 1 по 4 класс.
- Мебель, парты, шкафы подбираются и маркируются с учетом требований п. 5.4.
- Во время перемен класс должен проветриваться, согласно указаниям в пп. 6.2 и 6.6.
Полные требования к санитарно-гигиеническому содержанию и освещению на уроках отражено в параграфах VII и X СанПиН.
Количество уроков в начальной школе.
Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.
Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.
Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):
- С сентября – по 3 урока (35 мин.).
- С декабря – по 4 урока (35 мин.).
- С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.
В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.
Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.
Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.
Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.
При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

Часы физической культуры.
По п. 10.20 СанПиН 2.4.3648-20 физкультура в начальных классах может идти как основной урок или факультатив исходя из обязательной трехчасовой загруженности на неделе.
Система интеграции помогает проводить уроки физкультуры в тех школах, где нет нормального оснащения или спортивных залов совсем.
Благодаря ей удается избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (воздух, влажность, температура) и учитывать параметры нагрузки для учеников начальной школы.
Организацию физкультуры упрощает новое дополнение абзц. 3 п. 10.8 СанПиН 2.4.3648-20, которое позволяет проводить урок при наличии бассейна, на лыжах.
В отличие от старших классов школы в с 1 по 4 класс нельзя проводить сдвоенные (спаренные) уроки по основным дисциплинам.
Это приводит к переутомлению, снижению концентрации внимания, капризам и плохому усвоению материала.
Электронное обучение.
В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.
Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.
Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.
Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.
Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.
Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.
Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.
Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.
В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.
Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?
СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).
По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.
Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.
Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.
Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.
По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.
Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.
- СанПин уроки в начальной школе.
- График уборки школы по СанПин.
- СанПин: спортивный зал школы.
- СанПин для школьных столовых 2020.
- Санпин: парты в школе.
- Графики проветривания в школе по санпин.
Заключение.
В начальной школе на выходных не предусмотрены домашние задания (Письмо Минобразования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12).
Про каникулы прямого запрета в СанПин нет, но это можно регулировать на основе ст. 31 Конвенции о правах ребенка, где сказано, что дети имеют право на отдых в каникулы.